FM (Frequency Modulation) — это синтез с применением частотной модуляции, который позволяет создавать огромный диапазон звуков, от мелодических и гармоничных до самых диссонирующих и хаотичных.
Это возможно благодаря взаимодействию между так называемыми осцилляторами, которые могут быть назначены либо в качестве carier (носителя сигнала) либо modulator (модулятора сигнала).
Частота одного такого осциллятора (который называется «Operator» в терминах FM-синтеза) модулируется другим, звук которого тоже прибывает в слышимом диапазоне, в результате мы получаем более комплексную и насыщенную форму волны на выходе.
Даже используя простую синусойду (sin) в качестве исходных форм волны операторов в результате дают тембры которые очень богаты гармониками. Повышение высоты амплитуд сигнала модуляторов сделают и еще более насыщенными.
Взяв за основу шаблон классических FM-синтезаторов, таких как Yamaha DX7 и более позднего SY77, Ableton адаптировал их концепцию для того, чтобы получить свой собственный Operator-инструмент, который продается на официальном сайте за 79 евро как add-on к программе, или включен в комплект Ableton Live Suite.
Комбинируя концепцию FM вместе с аддитивным и субстрактивным синтезом (которые, как ни странно, друг друга не обнуляют) Operator может стать вашим порталом во вселенную насыщенных тембров, которые могут быть лего извлечены из этого синтезатора благодаря интуитивному и простому интерфейсу.
В вашем распоряжении основательный выбор исходных форм волны, или же вы можете создать свою собственную, а затем расположить все четыре осциллятора в разнообразных цепочках роутинга (называемых «алгоритмами»), что является отсылкой к очень похожей системе в DX7-синтезаторе. В результате мы можем синтезировать также огромное количество вариантов совсем даже не музыкальных тонов.
Здесь мы предлагаем вам очень полезные трюки и советы, которые помогут вам применить большую часть огромных возможностей Operator’а в деле скульптурного изваяния звука.
Изменяемые формы волны и семплер
В дополнение к простым форм волны, которые по умолчанию доступны в Operator, вы можете создать свои собственные волны, используя редактор аудио волн (waveform editor). Вы можете также сохранить созданные вами формы волны для дальнейшего использования в качестве *.ams файла. Для этого вам нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на окне редактирования и затем выбрать пункт меню «Export AMS». Одно из преимуществ данной техники состоит в том, что вы можете перетаскивать готовые ams-файлы в другие девайсы Ableton Live, в такие как Sampler или Simpler для использования их модулирующих возможностей и других функций.
Автоматизировать алгоритм
Очень здорово, что Operator позволяет вам сделать маппинг выбора алгоритма синтеза на Macro-регуляторы или миди-контроллер. Изменение алгоритма будет иметь очень значительное влияние на результат, так как он изменяет глобальный режим инструмента. Имея это в виду вы можете попробовать поэкспериментировать с изменением алгоритма синтеза на лету. Попробуйте замапить изменение алгоритма на миди-контроллер или на LFO чтобы получить весьма перспективные и вдохновляющие результаты!
Sample & Hold
LFO (генератор низкой частоты) оператора может обрабатывать сигнал большим диапазоном различных форм волны. Однако наиболее интересная из доступных для него форм называется S&H (Sample And Hold). Этот сигнал использует случайные значения, основанные на частоте (rate) заданной в LFO для создания саунд-эффектов в стиле научной фантастики а также для получения случайной непредсказуемой модуляции вашего звука.
Использования параметра Coarse
Одним из основных параметров контроля осцилляторов в Operator является их параметр Coarse. Запомните, что Coarse это «множитель» частоты, а не селектор октавы. Это означает что частота осциллятора будет умножена его Coarse-параметром. Итак, если Coarse установлен на 1, нота A4 (ля 4-ой октавы) будет 440Hz; если параметр установлен ан 2, частота теперь будет 880Hz (на октаву выше: A5); если Coarse будет поставлен на 3, то итоговая частота будет (внимание!) 1320Hz, т.е. E5 (ми пятой октавы); и так далее.
Пятый осциллятор
Обычно генераторы низких частот (LFO) работают на очень низких, не слышимых частотных диапазонах. Это означает, что мы слышим лишь эффект, которые они порождают, а не их действительный тон. Если, однако, вы установите параметр LFO Range в положение High, вы тем самым подталкиваете LFO в слышимый диапазон, например 12kHz. Так что вы можете думать о LFO в операторе как о пятом осцилляторе.
Глобальный контроль времени
Один из наиболее полезных глобальных регуляторов в Operator управляет параметром Time. Используя этот регулятор вы можете масштабировать (убыстрять или замедлять) тайминг всех огибающих. Это может использоваться чтобы радикально поменять звук или может быть модулировано при помощи LFO для более динамического эффекта.
Встроенный waveshaper
В Operator’е есть встроенный waveshaper (эффект, родственный дисторшену или «овердрайву»), который находится в панели фильтрации. Вы можете выбрать кривую в меню Shaper чтобы получить доступ к Drive и DryWet регуляторам!
Советы по сохранению CPU
Хоть Operator является хорошо оптимизированным и «родным» для Ableton инструментом, и его использование процессорной мощности довольно-таки низкое, даже если так, когда вы используете сразу несколько одновременно открытых экземпляров Operator’ов, вам возможно, захочется умерить потребляемые ими ресурсы, например, для более стабильного живого выступления. Вы можете это сделать отключением тех функций, которые не используются. Большинство наиболее прожорливых функций в Operator могут быть отключены (такие как Filter или Spread, к примеру).
Anti-aliasing (антиалиасинг)
Техники цифрового Fm-синтеза могут в результате порождать неприятные артефакты сглаживания (aliasing artifacts), особенно тогда, когда вы создаете тембры с большим количеством высокочастотной информации. Иногда они даже желательны, иногда нет, в зависимости от того, что вы хотите в итоге получить.
Для того, чтобы покончить с этими артефактами Operator оснащен специальным высококачественным фильтром (antialiasing-фильтр) в Global-секции, который можно отключить или включить по желанию, также как Tone-фильтром, который помогает сократить резковатые высокие частоты настолько, насколько вам это нужно.
Уходим в минус
Как только вы поиграетесь с огибающими Operator’а, вы тут же сможете заметить что некоторые параметры могут быть установлены в минусовое назначение. Например, вы можете установить в -50% параметр Filter Envelope (огибающая фильтра). Вы можете представить себе это так, как будто огибающая фильтра переворачивается с ног на голову. Так что медленная атака огибающей теперь будет «падать» от первоначальной позиции вниз, вместо того чтобы «взмывать» вверх.
Feedback
Мы уже знаем что вы можете модулировать высоту тона одного осциллятора используя один или более добавочных, но тут есть еще одна интересная опция. Каждый осциллятор, который не был изменен другим осциллятором может модулировать сам себя. Вы можете контролировать значение этой модуляции путем повышения параметра Feedback в секциях «oscillator».
Перевел Дмитрий Wolfframe! Расскажите об этой статье, кликнув на иконки соцсетей ниже! =)
6 комментариев. Оставить новый
По Operator вижу только статью “11 трюков”, там указано, что есть полный гайд, но на сайте его не нашел. Тоже самое с Collision, который в отдельной pdf-книжице на 14-ти страницах, не понимаю, где его скачать. Я правильно понял, что они канули безвозвратно, или они есть на сайте?
К сожалению это потерянный материал. Если найду его у себя на компе, я отправлю его Вам на почту.
Некоторые вещи со временем забываются(когда ими временно не пользуешься), а а тут бац и опять появился интерес! Спасибо! :-)
Рад помочь =)
Дмитрий, привет. Как можно заполучить Ваш полный гайд по Operator и другим инструментам, которых нет на сайте?
Все гайды по инструментам находятся в https://create-sound.ru/category/ableton_live/ableton_instruments/
Сайт существует примерно с 2010 года, к сожалению было много проблем, и весь материал не сохранился. На данный момент, весь материал опубликован на сайте.