Привет, дорогие друзья! С Вами Дмитрий Wolfframe, и сегодня я расскажу о сразу четырех разных миди-эффектах в программе Ableton Live.

Миди-эффекты эти маленькие, невзрачные на вид, часто игнорируются начинающими пользователями просто потому, что те не всегда понимают что такое протокол миди.

Все что надо на данный момент усвоить, если вы из новичков, так это то, что midi – это специальные сообщения, которые вы подаете в программу при помощи миди-клавиатуры, простой компьютерной клавиатуры или специального контроллера.

Эти сообщения содержат информацию о том, какой высоты была нажатая нота, какой она была длительности, насколько сильно была зажата и в какой момент времени…

В связи с тем, что множество этих параметров также могут быть подвержены изменениям «налету» и были разработаны миди-плагины, о некоторых из которых я уже говорил ранее. Например – о Arpeggiator’е, или о Scale-плагине

Ну а теперь дошла очередь и до малых братьях сих.

Рад представить описание работы сразу четырех midi-плагинов программы Ableton Live!

Это Note Leight (длительность ноты), Pitch (высота тона), Random (случайность) и Velocity (сила нажатия)!

Читайте о них, изучайте их, восполняйте свои знания, и используйте на здоровье!


Note Length

Миди-эффект Note Length (переводится как «длина нот»), как это ни странно,  служит для изменения продолжительности входящих нотных миди-сообщений.

С помощью эффекта можно «подтянуть» до нужного звучания партии ударных или, например, сделать партию миди-нот более плотной ритмически.

Плагин также можно использовать для запуска миди-инструментов миди-сообщениями note off (то есть при отпускании клавиши!) вместо сообщений note on (нажатие на клавишу).

Итак, миди-эффект Note Length работает в двух режимах: Note On и NoteOff.

В режиме Note On на устройстве активны только временные регуляторы: ModeLength и Gate.

В окошке Modе вы можете выбрать, будут  ли длительности нот соответствовать темпу композиции. (Очень удобно!)

Ручкой Length устанавливают базовую длительность выходящих из плагина миди-нот.

Регулятор Gate позволяет варьировать параметр Length, устанавливая проценты от выбранной выше длительности.

К примеру, если параметр Mode установлен на Sync, при значении Length равном ¼, а Gate — 50 % на выходе эффекта мы услышим «восьмые» ноты (то есть ноты, длина которых равна половине от нот — «четвертей»).

В режиме Note Off устройство будет работать только с миди-сообщениями, которые посылаются на плагин при отпускании клавиш миди-клавиатуры. Попробуйте поиграть что-либо с такими настройками – свежее  впечатление обеспечено!

В результате ноты будут проигрываться через ваши миди-инструменты, а длину получившихся нот можно устанавливать, используя регуляторы ниже.

Также в этом режиме можно покрутить и другие три ручки: регулятор Release Velocity определяет силу «исходящей ноты», т.е. той ноты, которая получится в результате отпускания клавиш клавиатуры. Полученный результат будет балансом между двумя миди-параметрами – силой включения ноты «Note On» и силы выключения ноты «Note Off».

Надо помнить, что этот девайс не будет работать в этом режиме как надо, если ваша миди-клавитура не поддерживает подсчет скорость «отжатия» ноты.

Decay Time устанавливает время, которое потребуется, чтобы velocity входящей ноты достигло полного затухания.

Ручка Key Scale используется для изменения длины выходящего нотного миди-сообщения в зависимости от высоты ноты, которую вы проигрываете на контроллере.

Чтобы инвертировать отношение высоты к длине ноты, установите отрицательное значение Key Scale.


Pitch

А вот и следующий экспонат в нашей кунсткамере. Это устройство Pitch. Оно просто-напросто транспонирует посылаемые на инструмент миди-ноты, что проявляется в другой (более высокой или более низкой) нотной партии на выходе.

Просто, не так ли?

Этот миди-плагин может оказаться весьма полезным во множестве ситуаций, например, при поиске тональности, наилучшим образом подходящей для вокалиста.

Или, скажем, у вас есть миди-трек с фортепианным аккомпанементом. Вставьте на трек эффект Pitch и просто выберите для аккомпанемента новую тональность.

Этот девайс также можно оказаться чрезвычайно полезным при транспонировании миди-данных для ударных инструментов.

Это стандартный приём назначения семплов ударных на отдельные ноты, например в Drum Rack или Impulse.

Смещая миди-ноты, поступающие на ударный инструмент, вы таким образом назначаете их на совершенно другой звук барабана.

Для примера: если в первый слот Ableton Live Impulse загружен басовый барабан, а во второй — рабочий барабан, миди-нота С3 будет приводить в действие «бочку», а D3 — рабочий барабан (вы можете прочитать про девайс Impulse на моем сайте).

Итак, если миди-данные запрограммированы с тем расчетом, чтоб они воспроизводили звук басового барабана, то клип будет содержать некий паттерн из миди-нот С3 («до» малой октавы).

Если мы прогоним этот клип через устройство Pitch с ручкой, повёрнутой на +2, миди-ноты будут транспонированы до значения D3 («ре» малой октавы), и вместо бочки зазвучит рабочий барабан!

То есть: вместо того, чтобы повышать тон «бочки», эффект Pitch транспонировал предназначенную для бочки миди-информацию до той клавиши, которая приводит в действие рабочий барабан.

Подобная ситуация может возникнуть при использовании синтезаторов, которые имеют несколько клавишных зон. Если вы попытаетесь транспонировать миди-данные из определённой клавишной зоны, синтезатор начнёт проигрывать ноты, назначенные на другую зону.

Фишка – назначение миди-диапазона.

Два значения в нижней части плагина устанавливают диапазон нот, которые будут подвергаться воздействию эффекта. Если нижнее значение (Lowest) установлено на С3, на вход эффекта пойдут только ноты от «до» малой октавы и выше. Значение Range определяет в интервалах самую высокую ноту, которая будет обрабатываться плагином. Так, если значение Range установлено на +12, эффект будет обрабатывать ноты в диапазоне от С3 до С4 (от ноты «до» малой октавы до ноты «до» первой октавы). Таким образом, транспонироваться будут только те ноты, которые входят в установленный диапазон, остальные же будут не тронуты!!!


Random

Название устройства нам «как бэ намекает» на то, что оно рандомизирует, то есть придаёт случайную высоту поступающим в него миди-нотам.

Степень разброса регулируется с помощью ручек, которые вы видите на скриншоте.

Первый регулятор эффекта — это Chance, который определяет вероятность того, что входящая нота будет транспонирована.

При 0 % эффект не будет иметь никакого воздействия на поступающую информацию, так как «шансы» на то, что ноты будут рандомизироваться, равны нулю.

И наоборот: при 100 % будет транспонироваться каждая нота.

При 50 % приблизительно каждая вторая нота подвергнется воздействию эффекта.

Если какая-либо нота была выбрана эффектом Random для транспонирования, её смещение будет определяться правилами, установленными тремя следующими регуляторами.

Эти три параметра образуют своего рода формулу, которая определяет характер смещения.

Параметр Choices (выбор) устанавливает точное число случайных значений, которые могут возникнуть при транспонировании.

Если его значение равно 3, то будут созданы случайные числа со значениями 1, 2 и 3.

Затем эти числа умножаются на величину, выставленную на следующем регуляторе — Scale (масштаб).

Конечное число, получившееся во время всех эти операций представляет собой полутоны, на которые будет смещена наша исходная миди-нота.

Так, если ручка Scale повёрнута на двойку, конечные случайные величины транспонирования окажутся равными 2, 4 и 6 полутонам. (Если в Choise были 1,2 и 3)

Последние переменные в нашей формуле — это кнопки Sign (знак).

В режиме Add конечное случайное значение будет прибавлено к миди-ноте, вследствие чего она будет сдвинута вверх по высоте.

Кнопка Sub будет вычитать случайную величину из данной ноты.

При нажатой кнопке Bi устройство будет в случайном порядке выбирать между прибавлением и вычитанием случайной величины.

Световые индикаторы на панели плагина показывают, когда нота транспонируется вверх, а когда вниз.

Давайте теперь поупражняемся, чтобы удостовериться, что мы поняли до конца всю математику этого плагина (понять ее с наскока редко кто может, математики от Бога в нашей стране практически перевелись…)

  1. Ручка Choices установлена на 1, Chance — на 50 % — это означает, что величина транспонирования, равная единице, будет создаваться примерно половину всего времени. Если Scale стоит на 12, в режимеAdd входящие ноты будут смещаться вверх на одну октаву половину всего времени.
  2. Если ручка Choices установлена на 4, а значение Chance равно 100 %, для каждой миди-ноты будет создаваться величина смещения, равная от 1 до 4. Выставим регулятор Scale на 3, а знак оставим как есть (то есть Add). Теперь будет транспонироваться каждая нота (т. к. шансы — 100 %) на одну из следующих величин полутонов: 3, 6, 9 или 12 (1[Choices] 3[Scale] 3; 2 * 3 = 6; 3 * 3 = 9; 4 * 3 = 12).
  3. Если значение параметра Choices равно 2, а ручка Scale повёрнута на 12, то в режиме Sub получим транспонирование нот на одну или две октавы вниз (1 * 12 = 12 и 2 * 12 = 24 полутона).

Над кнопками Sign есть дополнительный переключатель, с помощью которого можно перейти из режима Random в режим Alternate. В последнем случае эффект будет проходить через все возможные значения транспонирования по порядку. Так, во втором примере, рассмотренном выше, смещения нот будут осуществляться по кругу строго в порядке 3, 6, 9 и 12 полутонов.


Velocity

Рассматриваемые нами ранее миди-эффекты Ableton Live имели дело с высотой миди-нот.

Эффект Velocity же работает с… чем бы вы могли подумать?.. С информацией о велосити, то есть о силе нажатия на клавиши миди-клавиатуры или контроллера.

Эффект очень похож на плагины Compressor и Scale с той лишь разницей, что здесь изменяется велосити миди-данных.

Взглянем на разлинованный дисплей, который чем-то напоминает дисплей, используемый в устройстве Scale (об этом устройстве писал ранее – щелкните, чтобы попасть на страницу со статьей!).

Уточняю: входящие данные велосити отмечаются по оси Х (нижняя часть сетки), выходящие же данные — по оси Y (правый край сетки).

По умолчанию график велосити представляет собой прямую, выходящую из левого нижнего угла дисплея и уходящую за правый верхний угол:

Это означает, что велосити каждой выходящей из устройства ноты будет соответствовать велосити входящей ноты.

Поворачивая ручку Drive вправо, мы заставляем прямую изгибаться:

Новая кривая показывает, что низкие значения велосити входящих миди-данных приводятся к более высоким значениям на выходе.

В результате громкость нот, сыгранных тихо, увеличится, в то время как изначально громкие ноты останутся в основном не затронутыми эффектом.

Поворот регулятора Drive в обратном направлении приведёт к обратному эффекту: поступающие на вход эффекта ноты, сыгранные с большой громкостью, на выходе получат более низкие значения велосити и зазвучат тише.

Только самые громкие ноты плагин оставит при своих больших значениях велосити.

Регулятор Comp (означает «Compand» — компрессор / экспандер) оказывает такой же эффект, как и ручка Drive, с той разницей, что создаётся две кривых вместо одной.

Поворотом этой ручки вправо до значений больше нуля вы изгибаете кривую таким образом, что тихие ноты становятся ещё тише, а громкие — громче:

Поворот Comp в противоположном направлении имеет обратный эффект, приводя значения велосити большей части нот к среднему значению:

Помните, что эффект Velocity так же, как и Pitch, изменяет именно ноты, поступающие на инструмент, а не физические показатели звука!

Вследствие этого, увеличивая значение параметра Comp, вы не добавляете саунду компрессии, как если бы вы это сделали с помощью компрессора, вставив его на трек за инструментом.

Эффект просто ограничивает значения велосити у нот, посылаемых на инструмент, в то время как сам инструмент продолжает выдавать несжатый звук.

Регулятором Random можно установить диапазон рандомизации, которую можно наложить на входящие значения велосити:

Повышая значение Random, вы увидите, как на дисплее появляется серый участок, демонстрирующий все возможные значения велосити, которые могут принять ноты вследствие воздействия генератора случайных чисел:

Регуляторы Out Hi и Out Low определяют самые высокие и самые низкие значения велосити, которые могут принять выходящие из устройства ноты.

Параметры Range и Lowest действуют так же, как их аналоги в устройствах Pitch и Scale (см. текст выше). Т.е. в них вы можете выбрать диапазон, в котором устройство Velocity будет работать.

Кнопки ClipGate и Fixed устанавливают, как будет действовать плагин в случае, если входящее значение велосити находится за пределами рабочего диапазона, выставленного параметрами Range и Lowest.

В режиме Clip все велосити, выходящие за установленные рамки, будут «впихнуты» в установленный диапазон.

В режиме Gate сквозь устройство пройдут только те ноты, велосити которых вписывается в разрешённый диапазон.

Режим Fixed приведёт все входящие велосити к значению, установленному регулятором Out Hi.

Наконец, меню Operation позволяет выбрать, на какие велосити будет реагировать эффект: велосити нажатия (Note On), велосити отпускания клавиши (Note Off) или и на то и другое (Both).

Этот плагин – один из самых полезных в наборе Midi-плагинов. Рандомизация значений велосити позволяет вдохнуть больше жизни в запрограммированную вами партию ударных. Люди не могут играть так же ровно и с такой же постоянной силой, как компьютер. Внося небольшой хаос в значения велосити ударного иснтрумента, вы можете сделать их звучание менее однообразным. Это особенно хорошо слышно на хай-хетах и шейкерах!

Что ж, на сегодня хватит, да?) Примите эти полезные плагины к сведению, используйте их для интересных эффектов, используйте их в связке при помощи instrument rack (контейнеров, в которые можно засунуть сразу несколько плагинов и удобно их регулировать).

Похожие записи

2 комментария. Оставить новый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню
Adblock
detector