Приветствую, дорогие друзья!
Сегодня речь пойдет о том, как организовывать свою библиотеку звуков и пресетов так, чтобы поиск в ней был максимально удобным и быстрым, чтобы у вас ничего не терялось, чтобы вы могли налету схватить искру вдохновения и не пробуксовывать в длительных поисках нужного семпла среди хаотических «завалов» семплов, пресетов, проектов и иных материалов…
Проблема хаоса в
нутри рабочего пространства лично для меня является весьма наболевшей, сейчас моя библиотека семплов, также как и наработки в виде пресетов, хранятся в полном беспорядке. Отсюда проистекают и другие проблемы. Например, я уверен, что затянувшийся поиск собственного стиля — результат этого самого «раздрая» в библиотеке. Какой же, нафиг, собственный стиль, если все номера забываются от трека к треку, не сохраняются в четко определенных папках? Если выигрышные семплы и настройки синтов безвозвратно теряются где-то глубоко в завалах, и их приходится каждый раз «подсматривать» в предыдущих своих треках, что чревато потерей времени и творческого запала?
В поисках ответа на вопрос, как же все-таки организовывать свою библиотеку, я набрел на прекрасный англоязычный сайт, прочел вот эту статью (5 Tips to Stay Organized as a Music Producer) и восхитился. И тут же постарался взять принципы, о которых говорит автор, на вооружение. Как водится, эту статью я перевел в обычной своей манере (это означает, что перевод — не дословный, я также добавляю отсебятины и свои собственные соображения и примеры для пущей информативности).
Думаю, вы найдете для себя много полезного или, хотя бы немного призадумаетесь о лучшей организации рабочего процесса!
Ну а теперь — к чтению!
5 советов, которые помогут вам писать музыку более организованно
Да, мы все в курсе, что организация очень важна для хорошо сбалансированной, сфокусированной, не расхлябанной жизни. Я уверен, ваша мама (или папа, или воспитательницы в детском саду) уже говорили вам об этом. Это важно! Особенно для творцов, таких как мы, эффективно организованное окружение и инструментарий — совершенно критическая необходимость.
Даже если вы работаете в виртуальной среде, в папках-директориях, в своей любимой DAW, вам никуда не деться от вездесущего хаоса.
Как музыкальный продюсер, вы должны понимать, что чем более организованная становится ваша библиотека семплов, пресеты синтезаторов и различные другие заготовки, тем быстрее вы поймаете креативную искру и тем быстрее будет формироваться ваш трек.
Когда вы садитесь за компьютер, чтобы писать музыку, вы наверняка не захотите подолгу копаться в поисках «того самого» звука или пресета, который бы идеально подошел в тело микса. Но, как часто бывает, он «куда-то подевался», «где-то я его находил, но не помню где!», «этот инструмент был скрыт в папке, которая находилась в какой-то другой папке, и черт его знает где все это находилось в свою очередь!».
Из-за недавнего выхода из строя жесткого диска я потерял кучу нужных мне вещей где-то в завалах, плюс определенное количество моих важных семплов вообще было стерто навсегда.
Эта беда заставила меня пересмотреть свой подход к организации материалов и сформулировать принципы, которые я опишу ниже.
Прежде всего хочу сказать, что необходимы годы, для того, чтобы я достиг настоящей эффективности в деле организации своих музыкальных ресурсов. Очевидно, я бы не потерял что-то важное, если бы у меня с этим было все порядке. Повышение собственной эффективности — это постоянный процесс, который требует работы над собой. Хочу сказать, что я вывел для себя покрайней мере 5 вещей, или если угодно, «Золотых Правил», следуя которым, я затем сделал свою музыкальную жизнь КУДА УЖ БОЛЕЕ легкой.
Сейчас последуют мои советы по организации эффективной работы в Ableton Live, но вообще эти же принципы могут подходить для любой другой DAW, благо чаще всего они имеют схожие принципы работы.
1) Создай логичную структуру своих папок!
Семплы, миди-файлы, шаблоны грувов и пресеты синтезаторов — это плоть наших треков, которая делает нас музыкальными продюсерами.
Если у вас есть твердая и понятная вам система организации всего этого добра, подвластная вашей логике и ассоциациям, а не только закладки и разделение на «любимые» (favorite) и остальные. Нам нужна система надежная, расширяемая и легко поддающая ремонту и восстановлению. Именно для этого мы должны делать систему, подвластную жесткой логике. Каждый имеет свое понимание того, как должна выглядеть и соподчиняться структура их папок, но наиболее важная вещь — сделать доступ к палитрам звуков максимально легким и четким:
Например, организация по категориям может выглядить так:
- Atmospherics -> Water, Fire, Wind, Machines, Animal;
- Field Recordings Drums -> Kicks, Snares, Hats, Percussion, FX;
- Loops Bass -> Subs, Mids, Dirty, Clean;
- FX -> Impacts, Builds, Risers, Spooky;
- Pads -> Haunting, Soulful, Warm, Classic;
- Vocals -> Female, Male, Acapella, Ethnic;
- Grooves -> Jazzy, Garage, Jungle, Techno;
И так далее и тому подобное… можно продолжать в том же духе, здесь нет совершенно «правильного» пути для создания подобной соподчиненности папок, НО, если вы будете думать о том, какую именно музыку вы пишете, какие звуки в ней наиболее важны и часто применяемые, и какими категориями вы их разделяете в собственном мозгу, то вы найдете более целесообразным создать структуру папок, которая учитывает ваш тип мышления и категоризации и работы.
Есть шанс, что во время работы над структурой папок вы будете составлять ее так, чтобы она подходила к тому, что будет представлять собой ваша музыка в ближайшем будущем, т.е. структура папок во многом может содержать даже элементы планирования. Пример: «Я думаю, что в дальнейшем я буду уделять большее внимание собственноручно записанным звукам перкуссии». С этими мыслями вы тут же создаете для них папку и начинаете время от времени пополнять ее своими записями.
Итак, четкая организация папок с семплами — это также ключ к развитию вашего собственного саунда. Как только вы продолжите «устаканивать» процесс вашего творчества, составлять собственные категории и любимые звуки, вы также на автомате учитесь открывать свое собственное звучание, фокусироваться на тех вещах, которые приемлемы только для вашей музыки, а значит вы становитесь более узнаваемым и взрослым музыкантом.
Да, это, возможно, займет некоторое время, но если вы приложите некоторые усилия по такой организации вы в скором же времени почувствуете плоды.
С такой организацией вы также можете просеивать семплы, убирать лишнее, оставлять только необходимое, разделять на категории… Признайтесь, наверняка у вас в библиотеке валяются годами папки со звуками, которые вы даже ни разу не использовали? Работа по организации вашей библиотеки отсеит их, или же определит этим звукам место в такой папке, которая исправит ситуацию и эти звуки все-таки зазвучат в вашей музыке.
В Ableton Live 9 появился новый браузер, который позволяет очень легко «хватать и перетаскивать», двигать, переименовывать, искать и прослушивать звуки. Таким образом вы можете постоянно улучшать ваше библиотеку семплов.
Если вы перейдете в меню Preferences во вкладку Library (подробней о всех пунктах меню Preferences вы можете почитать в небольшом мануале, который раздается на моем сайте за подписку), вы увидите там местоположение папки User Library. В нее-то можно перетаскивать и структурировать все имеющиеся у вас папки и семплы, таким образом весь ваш арсенал звуков будет организован, закачан в одно место, и это же поможет вам быть уверенным, что при любых проблемах эту базу можно будет легко восстановить (мы поговорим об автоматизации этого процесса позднее).
2. Используйте подпапки с категориями для ваших VST-плагинов.
Я бы подчеркнул это дважды красным и обвел бы фосфоресцирующей краской и восклицательными знаками!
Если вы не собираетесь обходится только внутренними девайсами и плагинами вашей DAW (что, впрочем, вполне приемлемо), а собираетесь мучать кучу сторонние VST-плагинов, было бы очень полезным оптимизировать структуру папок ваших VST-плагинов так, чтобы вы могли быстро найти необходимый плагин, который вы ищите ровно тогда, когда вы нуждаетесь в нем, в тот самый момент, когда пыл вашей музы еще не охладел.
Для меня это прямо-таки необоходимость.
Моя структура VST-плагинов выглядит так:
В моей папке с VST-плагинами есть две главные папки FX и Instruments, а затем каждая из этих папок разделяется на подпапки, названные в честь типа плагинов, которые они должны содержать.
Если мне нужен Limiter я иду в папку Dynamics (динамика). Если мне нужен Reverb, я смотрю в соответствующей папке, если мне нужен NI Kontakt я иду в папку Samplers. Для того, чтобы настроить все это, вы должны пепейти в папку, в которой содержатся ваши VST (вы указывали ее в Preferences во вкладке Files, пункт «Custom VST Folder»), и просто создать соответствующие подпапки, и затем отсортировать их. Внимание! В браузере Ableton вы создать дополнительные папки не сможете. Делайте это при помощи своего системного эксплорера!
Этот быстрый поиск плагинов и их категоризация настолько благотворно повлияет на вашу работу, что вы точно почувствуете разницу! Не исключаю, что вы тут же обнаружите в своем арсенали несколько достойных плагинов, которые перед этим просто не шли к вам в руки, не попадались на глаза и весели мертвым грузом.
3. Сохраняйте все ваши индивидуальные открытия, девайсы и звуки, которые вы создаете!
Также для поддержания и поиска собственного стиля, для сохранения собственного почерка, сохраняйте все ваши настройки девайсов и инструментов!
Когда вы создали, записали или нашли звук, который вы использовали в треке — сохраните его обязательно!
Звучит просто, но, вы будете удивлены, как часто это простое правило упускается из виду.
Если вы используете внутренние плагины программы, то все довольно-таки легко. Самая офигенная вещь в программе Ableton Live 9, к примеру это Effect Rack и Instruments Rack. Неважно из каких компонентов состоит ваше открытие, пусть это несколько аудиоэффектов и сторонний синтезатор, просто выделите их шифтом и нажмите Cmnd (Ctrl на Windows) + G. Это сгруппирует все ваши девайсы в один Rack, т.е. контейнер. Затем нажмите на значок дискеты наверху, возле названия вашего rack’а, кнопок map и значка «горячей прослушки» пресетов. Все ваши девайсы, упакованные и функционирующие можно сохранить под таким имненем, чтобы вы позднее сразу же смогли найти ваш звук:
Если вы накрутили пресет непосредственно в VST-синтезаторе, сохраните свои настройки в preset/bank-менеджере вашего VST. Создайте в нем, к примеру, вашу собственную категорию, и сохраняйте все ваши звуки в ней. Или создайте новую папку в USER Library и используйте ее для хранения ваших VST preset banks (если синтезатор так сохраняет ваши настройки). Старайтесь организовывать все подообно тому, как и с семплами. Обычно я делаю обе вещи сразу. Сохраняю Rack в Ableton, и делаю сохранение Vst-пресета. Это удобно и в дальнейшем легко применимо в любой ситуации.
4. Организуйте свои проекты
Групируйте дорожки в группы (шины), которые нуждаются в одном и том же типе обработки. Проименуйте свои дорожки, покрасте их в ассоциативные цвета, отсортируйте по степени важности.
Например, я группирую все дорожки, отвечающие за ударные инструменты в одну шину (выделить нужные дорожки, Ctrl + G в Ableton), называю эту группу «Drums», крашу их в белый, и ставлю ее первой слева в своем микшере.
Затем я группирую все мои басовые звуки в одну шину, переименовываю ее в «Бас», крашу их в серый и ставлю ее номеров вторым в своем микшере после ударных.
Так, продвигаясь с лева на право, я делаю тоже самое для всех дорожек и шин, основываясь на их роли в миксе.
Так как я понимаю, что ударные и басовые каналы в основном сосредоточены в низах, и то, что низы формируют основание моего итогового микса, я предпочитаю оставлять их в самом начале, в быстрой доступности, а все остальные по важности дорожки и шины добавлять уже после них.
Если у меня возникает необходимость перевести что-то в аудиофайл, «ресемплить» или «отфризить» целую дорожку или шину, я прежде всего дублирую эту дорожку, деактивирую все девайсы на ней, крашу ее в черный цвет и сдвигаю ее в самый конец, от глаз подальше. (В режиме сессии такая дорожка будет находится, к примею, в конце всех вертикальных дорожек, далеко справа от всех остальных). Там, отключенная от процесса она дожидается того момента, когда я вдруг решаю изменить параметры ее звука, чтобы затем перевести ее в wav-файл заново. Тогда я достаю ее из «загашника», активирую, и работа над ней продолжается.
Организуя материал таким образом делает каждый проект очень наглядным и вы тут же можете распознать работа над какой дорожкой еще не закончена, где присутствует недостаток определенных звуков, где еще необходимо добавить инструментов.
Если вы вдруг забросите проект на какое-то время, а затем опять вернетесь к нему, вы не будете тратить время на копание в куче безликих дорожек, каждая из которых может содержать все что угодно. Вы точно будете знать, с чего именно нужно продолжить работу над проектом.
5. Делайте fucking бэкапы!
После того, как мы сделали так много для организации рабочего процесса, было бы позорным в один прекрасный день потерять все это, не так ли?
У вас есть теперь все семплы, пресеты, контейнеры девайсов (racks), миди-файлы, грувы и так далее, они все обуславливают ваш характерный саунд, вкус и подход к звукоизвлечению, и они все находятся в одном общем месте (в User Library). А теперь нам остается стараться регулярно делать копию этой папки, сохранять в ней изменения.
Очевидно, есть огромное количество вариантов резервного копирования. Множество людей имеют свои собственные предпочтения, как, когда и где они делают резервное копирование. Использование автоматического планового резервного копирования, такого, что сжимает всю вашу информацию в архив и сохраняет его на внешней жесткий дискк (который остается в безопасности и сохранности в вашей студии), пожалуй, самый классический вариант.
Есть еще вариант использования сервисов на базе Cloud («Облачных»), который, возможно, являются более современным и наиболее устойчивым к ошибкам. Он же остается универсальным решением, поскольку они позволяют хранить весь свой контент на сервере на отдаленном сервере (быть может в другой части мира), и при этом вы получаете возможность доступа к вашей базе из любого места земного шара. (При условии, что у вас есть интернет с приличной пропускной способностью, конечно).
Например, премиальная версия сервиса Dropbox с весьма не хилым количеством места для сохранения творит чудеса не только для резервного копирования, но и для коллаборации с вашими партнерами по музыке.
Если вы положите вашу папку User Library в Dropbox, любое изменение, внесенные в ваши архивы, сразу же будут отображаться и в «облаке». Также легко всю вашу коллекцию можно расшарить для использования в коллаборации с коллегами.
Вот, пожалуй, и все.
Эти пять советов помогут вашим музыкальным творениям быть более организованными, быстрыми, и тщательно спланированными и при этом отличающимися вашим собственным индивидуальным почерком.
Вам остается только сделать так, чтобы вы через какое-то время автоматически следовали всем этим пунктам. Настройте их под себя, под свою психику и свой подход, и я ручаюсь, что с подобной организацией вы не только быстрее найдете свой собственный путь в музыке, но и многое осознаете и проявите больше изобретательности, чем в условиях постоянного хаоса. Удачи вам в ваших творческих делах!
С Уважением, Daniel с сайта: http://www.deeplysubjectivemusic.com/
(Перевел Wolfframe)
1 комментарий. Оставить новый
Дмитрий, спасибо) Архиполезная история, начинаю наводить порядок) В браузере Live, всё таки можно папочки создавать, только в разделе “Places”