Я обещал вам описать плагин, набравший большее количество голосов в  голосовании. И этот плагин — Grain Delay. Однако я решил сделать гораздо больше – я опишу все четыре доступных в Ableton Live 8 эффектов задержек (delays). И пусть данная статья служит вам верным мануалом в деле креативного эхо-задерживания!

image

Ableton Live Delay Effects – это целая группа весьма креативных эффектов, которые замечательно подходят как для изобретения новых ритмических вариаций, так и для небывалых текстур с повторяющимися протяжными звуками. Они же прекрасно добавляют пространство, глубину и атмосферу вашим миксам.

В то время, как большинство делеев имеют одни и те же регуляторы, каждый делай специализируется на одной своей уникальной задаче. Как только вы познакомитесь с каждым из этих эффектов по порядку, будьте готовы к большому количеству экспериментов и захлестнувшим вас креативным идеям.

Осторожней – в образовавшемся океане идей можно захлебнуться! =)


SIMPLE DELAY

Начнем с простого – с Simple Delay. Хотя, как это часто бывает в Ableton, девайс этот не так прост как кажется. Это и расширитель стереопанорамы и селектор ритмических задержек, которые могут синхронизироваться с темпом.

image

Большую часть окна этого программного модуля занимают два “ритмических селектора”, следуя различным установкам которых, эхо будет соответственно воспроизводится в левом и в правом канале.

Когда вы находитесь в “sync” режиме (соответствующие кнопочки подсвечены зеленым под каждой секцией) каждое число в секции представляет собой кратное 16-м нотам такта время задержки. Давайте разбираться. Вспомним основы.

У нас есть такт. Это тот отрезок, который вмещает в себя четыре доли. Когда мы отсчитываем “раз-два-три-четыре”, мы каждый раз, произнося число, ознаменуем начало новой доли такта.

image

В каждой доле есть еще более мелкие промежутки – это как раз 1/16 ноты. В такте содержится более мелких промежутков (См. скриншот вверху). Вот им-то и будет кратна задержка в Simple Delay!

Другими словами, если вы выбрали 4 – то это означает, что между повторами эха будет промежуток в четыре шестнадцатых ноты, или в одну долю.

Вот, например, как выглядит амплитуда сигнала Simple Delay, полученная при помощи ресемплинга с верхней дорожки. Если и левую и правую секцию настроить на 4 (Feedback – 35%, dry/wet – 50%), то мы увидим и услышим следующее:

image

Эхо повторяется каждую долю (конечно, ведь мы задали 4, вот оно и прыгает через каждые четыре шестнадцатых ноты)!

Давайте теперь перенастроим селекторы ритма на следующие значения: Left – 3, Right – 4. И вот какую картинку мы увидим на нижней дорожке:

image

Левый канал, находящийся “вверху” нижней дорожки тут же начал повторяться в через три шестнадцатых ноты такта. Правый канал по-прежнему повторяется в промежутке 4 шестнадцатых ноты такта.

Надеюсь, что с селектором ритмической задержки все стало более-менее понятно.

Остается только добавить, что цифра 8 означает две доли. А цифра 16 – промежуток между повторами эха будет длится целый такт!

Итак, согласно этим цифрам вы можете выбрать 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 16 вашей эхо-задержки. Экспериментируйте и слушайте!

image

Как уже было сказано выше, синхронизация эха с битом проекта становится возможна тогда, когда нажата кнопка «sync” на левом или правом канале. Если же вы отключите Sync, вы можете вручную установить время задержки со значениями с точностью до 1/100 секунды просто зажав левую кнопку мыши на регуляторе времени задержки и потянув вверх-вниз:

Примечание: с включенной кнопкой sync тот же самый регулятор времени позволяет регулировать время задержки в процентах. Это означает, что вы замедляете или наоборот – убыстряете сгенерированные задержки эха по отношению к темпу, тем самым достигая художественной рассинхронизации. Вы можете достигнуть эффекта легкой (или тяжелой!) небрежности в эхе, если считаете, что оно звучало слишком строго.

image

Фишка: Когда вы устанавливаете экстремально маленькие значения времени задержки (менее чем 30 ms с отключенным регулятором sync), вы можете создавать некие дикие, каскадные и металлически-звучащие звуковые эффекты, как будто ваш звук был погружен в цистерну с весьма завидными свойствами реверберации… или в некоторых случаях – придает звуку интересно окрашенный отзвук. Чтобы услышать то, о чем я говорю, попробуйте поставить в секциях delay time  1 потом 10 и 30 ms с праметром dry-wet около 30% и Feedback – 70 %.  Хотя эти эффекты и не приводят к явно звучащей задержке и эху, те настройки, которые приводят к прикольному гудению, металлическим отзвукам, резкому звону могут служить отличной отправной точкой для креативных экспериментов.

Регулятор DryWet определяет процентное соотношение оригинального (dry) звука и звука, который является результатом обработки (wet). Если установить данный регулятор на 50%, то уровень обработанного звука будет таким же, как и уровень оригинального звука. 100%-wet сигнал означает, что вы не услышите оригинальный сигнал обрабатываемого звука, вы будете слышать только обработку, только тот сигнал, который пропущен через delay.

Feedback контролирует продолжительность и интенсивность эффекта. При повышении процентов регулятора Feedback, вы отправляете какое-то количество исходящего (output) сигнала снова во вход (input) simple delay’я. Закольцованный сигнал сильнее подзвучивает вашу задержку. Вы получите характерное металлическое эхо при малых значениях параметра delay time и низком значении регулятора feedback. И дикий эффект эхо-камеры, как будто разрастающийся и вот-вот готовый выйти из под контроля (с большими значениями параметра feedback).

Фишка: если ваш плагин эффекта расположен на Return-шине (так называемые шины посыла-возврата, которые применяются для примешивания обработанного сигнала одного эффекта к одной или нескольким дорожкам в секвенсоре), самое лучшее – поставить регулятор wet/dryна 100%. Так как оригинальный сигнал все еще слышим в микшере, нет никакой необходимости отправлять через эффект еще какое-то количество оригинального сигнала.


PING-PONG DELAY

image

Почему, собственно, пинг-понг?

Просто этот плагин играет в своеобразный стереотеннис с вашим звуком, заставляя повторы эха прыгать от левого канала к правому, от правого – к левому. См. красноречивый скриншот применения этого плагина:

image

Как только вы взглянете на этот плагин, вы тут же заметите, что приличное количество регуляторов перекочевало сюда прямо из Simple-Delay плагина.

Также как Simple Delay, Ping-Pong Delay  это стерео задержка эха со встроенной синхронизацией повторов эха с той же панелью выбора промежутков задержек, и теми же Dry/Wet и Feedback контроллерами, тем не менее Ping-pong Delay чуть более креативен за счет того, что в нем есть секция фильтрации с легким и эффективным интерфейсом, который позволяет контролировать какие именно частоты будут присутствовать в повторяемых отголосках звука.

Вверху плагина вы найдете band-pass (диапазонный) фильтр. Здесь применен классичесукий X-Y интерфейс, и вы можете выбирать диапазон, и срез фильтра, ширину данного диапазона. Вы вольны выбирать между 50 Hz – 18 khz и регулировать добротность фильтра между 0.5 и 9 db.

image

Заметьте, что все те же Sync и Delay Time-секции также присутствуют в Ping Pong Delay. Когда Sync активирован, Ping Pong ритмически синхронизирует эхо-отголоски, перекатывающиеся слева направо, согласно вашим настройкам в ритмической (beat division) секции. Как только вы отключите кнопку Sync, вы тут же сможете регулировать время задержки вручную, оперируя диапазоном от 1 до 999 ms.

Для тех, кто уже порядочно поработал с предыдущими версиями Ableton, а также для тех, кто слишком увлечен процессом, чтобы обращать внимание на мелочи… даю небольшую подсказку. Ведь вы можете случайно пропустить небольшое нововведение.

Маленькая неприметная кнопочка с буковкой “F” на ней. Это кнопка “Freeze” (заморозка). Когда эта кнопка активна, она заставляет Ping-Pong Delay повторять эхо бесконечно, без затухания и без добавления к “хвосту” нового аудиосигнала. Таким образом вы можете “заморозить” то, что в данный момент повторяется, путем нажатия на данную кнопку. Когда вы деактивируете ее, эхо продолжить затухать в обычном режиме.

Данная кнопочка подвержена автоматизации, поэтому иногда ее можно включить в определенных моментах трека, чтобы придать пространственный и тягучее бесконечно эхо например где-нибудь в яме.

Dub-Фишка: Благодаря диапазонному фильтру, который включен в интерфейс плагина, стало возможным симулировать старый “кассетный” стиль эха, который характрен для Dub-музыки. Каждый раз когда сигнал feeds back через Ping Pong Delay, он проходит через фильтр и приобретает sonic характерные изменения.

Поставьте частоту фильтра около 200Hz, затем отрегулируйте парметр Q где-то около 5. Выкрутите Feedback на полную и пустите через плагин один-единственный звук, рабочий, к примеру, и слушайте как его мотает из колонки в колонку, и какой оттенок постепенно приобретает его звучание. Вы заметите, что звук постепенно становится все сумрачней и сумрачней. Причина этого в том, что фильтр срезает высокие частоты каждый раз, когда звук повторяется в эхе. Попробуйте автоматизировать блуждание band-pass фильтра во время звучания эха, для того чтобы добиться еще больше dub-образных эффектов и всякого прикольного добра.


FILTER DELAY

Следующий на очереди в ряду эффектов Ableton Live — это мощный “Filter Delay” (задержка в фильтре).

image

На самом деле, в нём целых три эффекта задержки: один стерео и два моно — по одному на каждый стереоканал. По отдельности они включаются и выключаются через блоки ”L”, “L+R” и “R”, расположенные на левой стороне модуля (см. скриншот вверху). Подобным же образом можно включить и выключить фильтр верхних и нижних частот — посредством зелёного блока, по умолчанию помеченного как ”On” («Включен») в верхнем левом углу, рядом с X-Y-регуляторами.

Устройство «Filter Delay» состоит из трёх обособленных эффектов задержки, каждый из которых имеет свой фильтр. X-Y-регуляторы работают так же, как и ”Ping Pong Delay”: по оси Y определяется полоса пропускания (Q — «добротность»), а по оси X — сдвиг частоты. Каждый эффект задержки также снабжён селектором ритма, благодаря чему достигается синхронизация времени задержки с темпом композиции.

В правой части плагина находятся регуляторы «Обратная связь» (Feedback), «Панорама» (Pan) и «Уровень» (Volume), отведённые для каждого из трёх эффектов задержки. Каждый регулятор «Обратной связи» перенаправляет сигнал с задержкой на вход плагина (как и все эффекты задержки Ableton Live). Ручки управления панорамой используются для ручной коррекции её значений, установленных по умолчанию. Например, если Вы повернёте ручку “Pan” на эффекте левого канала (верхний блок) вправо (самый верхний регулятор “Pan”), эффект будет слышен в правом канале. Ручкой “Volume” регулируется уровень необработанного или обработанного эффектом сигнала на каждом из трёх эффектов задержки.

Наконец, единственный регулятор “Dry” находится в нижнем правом углу модуля. Повернув ручку регулятора “Dry” до нуля, вы получаете лишь сигнал эффекта-обработки, без какого-либо следа “натурального” звука.

Фишка: супер-пространственное эхо. Чтобы получить от эффекта задержки по-настоящему космическое звучание, установите фильтр на левоканальном эффекте (L) приблизительно на 7 кГц, на стереоканале (L+R) — на 1 кГц, а на правом канале (R) — 140 Гц.

Установите все величины Q на значение 2.0. Отрегулируйте панораму левого канала до упора влево, правого канала до упора вправо, а панораму обоих каналов (L+R) на центр. Для всех трёх каналов выберите одинаковое значение задержки (Delay Time), но сместите на -1 процент уровень для левого и на +1 процент уровень для правого каналов. «Фидбэк» оставьте на нуле для всех каналов.

Теперь, когда звук проходит через фильтр задержки, итоговый эффект зазвучит в стерео. Левый канал, содержащий лишь высокие частоты, будет звучать первым из левого динамика. Затем мы услышим оба канала (L+R), в которых будут звучать средние частоты. За этим последует звук из правого канала с низкими частотами. Таким образом, мы получаем картину с задержкой в стерео, к тому же эта картина будет переходить слева направо. Экспериментируйте с различными значениями смещения (offset) времени задержек для усиления эффекта панорамы. Увеличение значений «обратной связи» (Feedback) по каналам приведёт к умолканию эффекта задержки по трём различным направлениям.


GRAIN DELAY

И, наконец, тот эффект, ради которого создавалась вся эта статья. Так называемый эффект “гранулярной” задержки.

image

Grain Delay — наиболее сложный и творческий среди эффектов Ableton Live. Он, как и прочие эффекты, имеет тот же набор регуляторов: времени задержки, обратной связи, регулятор степени обработки сигнала (Dry/Wet mix), средства синхронизации с темпом. В то время как другие устройства задержки, с которыми мы знакомы, имели на входе фильтр, у Grain Delay вместо этого имеется «гранулярный ресинтезатор».

Основная идея Grain Delay заключается в том, что он «разрезает» аудиосигнал на мелкие частицы («гранулы»), распределяет время задержки для этих «гранул» и затем предоставляет Вам полный набор инструментов для изменения высоты тона отдельных «гранул», рандомизации (выбора в случайном порядке) высот тона, «распыления» времени задержки — всё, чтобы получить непривычное авангардистское звучание.

В этом устройстве есть как обычные регуляторы, так и огромный X-Y-регулятор с назначаемыми параметрами, который занимает львиную долю интерфейса модуля «гранулярной» задержки.

С помощью поля X-Y-регулятора можно быстро изменять два параметра по Вашему выбору (один для оси Х, второй — для оси Y). Убедитесь, что Вы выбрали два различных преобразователя — благодаря этому Вы достигнете максимального эффекта подстройки.

Совет: попробуйте назначить на одну ось параметр “Feedback”, а на другую — “Random Pitch” (случайная высота тона), “Pitch” (высота тона) или “Frequency” (частота).

Частота (Frequency)

Это второй параметр в интерфейсе устройства, но его настройки влияют на всё остальное, поэтому мы расскажем о нём в первую очередь. В Grain Delay мелкие «гранулы» аудиосигнала очень быстро рассеиваются. Установки параметра частоты определяют размер и длительность каждой «гранулы», к которой впоследствии будет применена задержка; частота варьируется от 1 до 150 Гц.

Выставленные по умолчанию 60 герц означают, что каждая секунда входящего аудиосигнала делится на 60 «гранул». Из этого следует, что низкие значения параметра приведут к созданию больших «гранул», а высокие значения — «гранул» меньшего размера.

Установка этого параметра на высокие частоты (много мелких «гранул») применима к ритмически равномерному аудиосигналу, например, «драм-лупы» (drum loops), не затронутому процессом повторного синтеза. Низкочастотная установка будет более естественно сочетаться с продолжительными звуками, такими, как «текстуры» и «пэды». Если Вы не можете определиться с выбором частоты Grain Delay, установите этот параметр на 150 и затем продвигайтесь в сторону его уменьшения.

Распыление (Spray)

Параметр “Spray” делает саунд шероховатым, добавляя шум и искажения задержанному по времени сигналу. Эта настройка позволяет устройству выбирать случайное значение сдвига задержки для каждой «гранулы». Если повысить значение параметра частоты (Frequency), эффект «распыления» будет более выразительным, так как каждую секунду будет поступать больше «гранул» для последующего «распыления». Время задержки для параметра “Spray” варьируется от 0 до 500 мс. Низкие значения создают эффекты задержки, чуть «смазывающие» саунд, а большие значения делают входящий сигнал совершенно неузнаваемым на выходе.

«Изменение высоты тона» VS «Случайное изменение высоты тона»

Как и параметр “Spray”, “Random Pitch” (случайное изменение высоты тона) стремится, так сказать, «раскидать» звук на выходе. Величина рандомизации варьируется от 0 до 161, выражая степень интенсивности разброса (при нуле интенсивность минимальна).

Обычный параметр “Pitch” (изменение высоты тона) варьируется от 12 до 36 полутонов. Другими словами, для тонкой настройки задержанного сигнала, приведения его к фактическому, ясно различимому значению лучше всего воспользоваться регулятором “Pitch”; однако для получения ломанного сигнала с изменённой высотой тона, а также для добавления ему эффекта движения лучше подходят высокие значения регулятора “Random Pitch”. Оба параметра можно использовать совместно, получая как «роботизированные», строгие модификации высот тонов, так и крайне беспорядочные.

Так же, как и с параметром “Spray”, чем выше установлена частота “Frequency” модуля Grain Delay, тем более выразителен эффект “Random Pitch”, так как на вход попадает больше «гранул».

Использование Grain Delay

Теперь, когда Вы в курсе того, какие штуки можно вытворять с помощью Grain Delay, пора познакомиться поближе с его интерфейсом.

Вдоль горизонтальной («иксовой») линии интерфейса в нижней части модуля расположены блоки для параметров «Время задержки» (Delay Time), «Распыления» (Spray), «Частоты» (Frequency), «Высоты тона» (Pitch), «Случайной высоты тона» (Random Pitch) и «Обратной связи» (Feedback):

image

На вертикальную ось (ось «игрек») можно назначить следующие параметры: «Распыление» (Spray), «Частота» (Frequency), «Высота тона» (Pitch), «Случайная высота тона» (Random Pitch), «Обратная связь» (Feedback), а также регулятор степени обработки сигнала (Dry/Wet controls).

image

Текущее значение каждого параметра будет отображаться в соответствующем блоке в левой части устройства вне зависимости от того, какая ось выбрана в качестве настроечной

Любой параметр, назначенный на соответствующую ось Х или Y можно регулировать, передвигая жёлтый кружок. Перемещение вверх влияет на параметр по оси Y, перемещение вниз — на параметр по оси Х. Какой параметр регулировать в данный момент — дело Ваше.

Чтобы назначить на ось Y параметр «Обратная связь» (Feedback) для его дальнейшего изменения, просто нажмите на блок “Feedback”, расположенный в вертикальном ряду, прямо над регулятором “Dry/Wet”. Чтобы регулировать время задержки по оси Х, исходя из выбранного темпа сета, кликните блок “Delay Time” при горящем индикаторе синхронизации “Sync”. Регулировать текущее время задержки можно также, отключив синхронизацию кнопкой “Sync”; в этом случае можно устанавливать время задержки от 1 до 128 мс.

Фишки:

Shift My Pitch Up Одним из самых прямых путей использования Grain Delay является добавление эха такой высоты, которая отлична от высоты оригинального трека. Установите значения “Spray” и “Random Pitch” на ноль и выберите время задержки (delay time), как обычно. Если значение “Pitch” равно нулю, Grain Delay будет работать как обычный плагин для задержки, так как он в этом случае задерживает лишь входящий аудиосигнал. Измените значение “Pitch”, и эхо транспонируется (переместится) на новую ноту. Например, выбрав значение “Pitch” равным 12 (полутонов), на выходе Вы получите задержанный сигнал, повторяющийся на октаву выше, чем оригинал. На вокальных партиях звучит довольно забавно.

Chaos is Good Другой способ применения Grain Delayзаключается в непостижимом обезображивании саунда. Лучшим образом это можно достигнуть в использовании спонтанных, резких звуках, таких, как удар по барабану или тарелке, последнее слово в вокальной партии или внезапный звук духового инструмента. Выставьте параметры Grain Delayв случайном порядке, затем пустите на вход резкий сигнал. Grain Delay выдаст Вам кучу переделанных мелких звуковых «гранул» в виде резкого шума. Увеличение «Частоты» (Frequency) добавит ещё большую раздробленность в итоговый микс. Попытайтесь автоматизировать некоторые параметры для достижения эффекта «движения хаоса» в ходе работы плагина Grain Delay.

Пока все, ребята! 

С Уважением, Wolfframe

Похожие записи

3 комментария. Оставить новый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню
Adblock
detector