Electric — это инструмент, входящий в Ableton Live Suite-версию программы, и использующий алгоритм физического моделирования от уже известной нам студии AAS, которые создали AnalogTension и Collision. Инструмент этот довольно простой, но по своим возможностям и функциям — исчерпывающий. Он действительно позволяет вам соорудить собственный вид электромеханических клавишных на свой вкус.


Работает данный плагин без использования каких-либо семплов. Только за счет сложных вычислений и алгоритмов, которые в итоге эмулируют различные физические свойства компонентов клавишных (keyboards).

Плагин-инструмент Electric разделен на четыре секции, каждая из которых отвечает за различные аспекты того, как именно наше «электрическое пианино» извлекает звук и как он трансформируется.

Всего таких секций в плагине четыре:

Mallet — в этой секции находятся свойства молоточкового механизма пианино, того самого, который извлекает звук из специальных камертонов (металлических язычков или, в некоторых случаях, струн);

Fork — здесь мы регулируем свойства этих самых камертонов-резонаторов;
Damper — в этой секции мы регулируем длительность звукового резонанса камертонов, т.е. мы регулируем их «заглушку», свойства механизма заглушения;
Pickup — здесь регулируются свойства магнитного звукоснимателя, миссия которого заключается в том, что он преобразует наши механические воздействия на камертоны в электрические волны, которые затем направляются в усилитель.

Пятая же секция — Global отвечает за итоговые настройки инструмента, за усиление сигнала, за некоторые аспекты моно или полифоничности. В сущности они дублируют настройки любой глобальной секции какого-либо другого плагина. Я уже неоднократно писал о такой секции в Analog и Operator. Так что переходите на статьи по этим плагинам, глядите секцию Global, и вы наткнетесь там практически на то же самое, что содержится в одноименной секции инструмента Electric.

Ну а теперь, как водится, рассмотрим каждую секцию этого инструмента по отдельности.

MALLET

В этой секции контролируется свойства «молоточка» который посредством удара заставляет вибрировать наш металлический «язычок» (камертон) внутри наших клавишных.

Параметр Stiffness здесь регулирует жесткость нашего молоточка.
Таким образом, высокие значения данного параметра приедут к тому, что звук удара будет более звонким и «перкуссионным», при этом, если сильно перекрутить этот параметр, то звук станет заметно менее мягким, будет лишен сочной середины. Низкие же значения данного параметра будут способствовать, соответственно, мягкой атаке и более мягкому, теплому звуку… однако тут тоже главное не переборщить. Слишком мягкий молоточек не извлечет из камертона что-либо интересного. Он просто шлепнется о него как кусок резинки, не вызвав никакой яркой вибрации.

Параметр Force — это скорость, с которой молоточек ударяет камертон. Высокие значения приводят к тому, что звук получается более перегруженным и «рычащим». С высоким Force молоточек как будто «выстреливает» по камертону. Так как оба рассмотренных нами параметра, и Stiffness и Force определяют, как сильно камертон будет вибрировать, они тесно взаимодействуют друг с другом.

То есть оба этих параметра оказывают определяющее воздействие на итоговый уровень громкости нашего звука, но каждый параметр по-разному. Очень жесткий молоточек (перекручен Stiffness), который ударяет камертон с небольшой силой (малый Force) в результате воспроизведет просто сильное цоконье, однако но итоговый звук резонанса будет совсем слабый и несущественный. А вот мягкий молоточек, который ударяет камертон с высокой силой станет причиной более глубокого, полного звука со схожей громкостью, но с куда менее выраженной атакой.

Отметьте хорошенько, что оба эти параметра могут быть смодулированы как velocity (силой нажатия) так и высотой (pitch) входящей миди-ноты. В секции Mallet есть соответствующие бегунки. Это те регуляторы, которые привносят еще больше интереса в физическое моделирование звучания наших клавишных. Как можно догадаться, при выкрученных бегунках более сильный удар по клавишам будет тут же влиять на воспроизведенный звук. Алгоритмы программы тут же сделают так, чтобы при сильном ударе по клавишам параметр Force стал более существенным, и наоборот — слабое нажатие на клавишу сделает так, чтобы виртуальный молоточек лишь легонько стукнул по камертону. К тому же у нас есть уникальная возможность сделать так, чтобы молоточек как будто становился жестче именно тогда, когда мы более сильно бьем по клавишам.

Мда, не так уж и «натурально» (представьте себе ситуацию, как молоточек превращается из резинового в металлический, как только вы надавили на клавишу сильнее обычного…), однако дарит нам множество возможностей для экспериментов.

Параметр Noise в добавочной подсекции позволяет смоделировать шум, возникающий ровно тогда, когда молоточек бьет по камертону. То самое «цоканье». Он влияет на атаку звука.

Шум, однако, здесь работает независимо от тона, который воспроизводит камертон. Этот параметр служит дополнительной перкуссионной атакой звука, которую вы можете примешать используя регулятор громкости Level. Добавив атаки вы добавите звуку больше определенности и яркости. Чтобы понять, как секция шума воздействует на звук, поверните оба регулятора следующей секции Fork на 0% и поиграйтесь с параметрами Decay и Pitch «шумовой» секции. Обратите внимание и на бегунок Key, который будет влиять на характер извлекаемого шума в зависимости от высоты зажатой клавиши.

FORK
Некоторые электрические клавишные, такие, например, как у Yamaha, в своей конструкции используют натуральные струны для извлечения звука. Это работает практически также, как в любом обычном аккустическом пианино. Наиболее, однако, типичный звук пианино, рожден молоточом, который бьет по небольшому специальному камертону. Этот принцип использован в знаменитых Rhodes-клавишных, звучание которых стало легендой.

Конструкция этого самого камертона (который можно называть «вилкой», ибо Fork с английского так и переводится) состоит из двух отчетливо различимых компонентов: это заостренный металлический зубец («tine») и плоский металлический резонатор («body»). Этот самый Tine-зубец ударяется молоточком, а «тело» резонатора, вибрируя, порождает долгий отчетливый звук, представляющий собой также и основное «тело», насыщение, звука.

Чтобы понять, как Tine и Tone-секции функционируют, настройте регулятор Level секции Tone до 0%, а Level и Decay Tine-секции до 100%. Это позволит вам услышать только звук издаваемый Tine-зубцом, пока что без участия самого резонатора.

И это будет звучать ровно так, как должен звучать удар молоточка по небольшому тонкому зубцу. Вы услышите высокочастотный «тыц» с весьма коротким резонансом. Повышение же параметра Color привнесет в него больше высоких частот, в то время как понижение этого регулятора сделает звук более «дарковым», то бишь — темным, приглушенным. Регулятор Decay поможет сделать звук издаваемый «зубцом» более длинным. Повышая этот параметр, вы сделаете из мелкого перкуссионного удара довольно продолжительный звон.

Как только вы освоитесь с Tine — секцией звука, с последующей секцией Tone в разделе «Fork» у вас уже не будет непоняток.

Как очевидно из названия, здесь регулируется звучание тела «резонатора», того самого элемента, функция которого — звучать долго и полно, резонировать, делать основную «львиную долю» звучания нашего инструмента. Опять же, чтобы понять что здесь регулировать и как, вам необходимо понизить громкость предыдущей секции «Tine», оставить лишь звучание Tone-резонатора. Регулятор Decay здесь определяет как долго будет голосить нота, пока зажата клавиша, в то время как Release-параметр определяет как долго звучит нота после того, как палец уже снят с клавиши.

Не ожидайте здесь услышать долгий Release! Электромеханические клавиши — это не синтезатор! Здесь моделируется привычная для клавишных модель глушения.

Струна, или камертон как будто заглушается специальным валиком (или иным механическим глушителем), который называется Damper (в дальнейшем для удобства я буду назвать его «дампер»). О нем вы можете почитать в следующем разделе.

DAMPER
В электромеханическом пианино глушитель («dumper», дампер) контролирует sustain (т.е. длительность) ноты.

Когда клавиша нажата, тот же механизм, который двигает молоточек заставляет дампер отстранятся от камертона, таким образом камертон может беспрепятственно резонировать и звучать. Когда же клавиша вернулась в свое «не нажатое» положение, дампер возвращается на место, прижимается к камертону, и тем самым заглушает его.

В секции Damper инструмента Electric, вы можете контролировать жесткость поверхности дампера-глушителя, а так же специфический шум, который ненароком могут производить дамперы по прошествии первой (поднятие) и второй (опускание) фазы своего движения.

Как только значение Tone выкручено повыше, более жесткая поверхность глушителя поставлена, так и шум глушителя становится более ярким и более выраженным. Регулятор Att/Rel контролирует в какой позиции будет слышен шум работы глушителя — либо тогда, когда звучит атака ноты (дампер убрался прочь от камертонов), либо тогда, когда нота прекращает свое звучание (тампер водрузился на место). В значении -100% вы будете слышать работу глушителя и во время атаки ноты, значение 100% будет делать явным звучание дампера в то время, когда произошел release (спад) ноты, а 0% оставит явным и сбалансированным звучание двух этих стадий работы глушителя.

Чтобы услышать что делается в этой секции, самое легкое что вы можете сделать, — крутануть регулятор Att/Rel до 0 % или выше, чтобы он звучал тогда, когда нота уже отпущена. Шум дампера во время атаки звука куда сложнее услышать, ибо он маскируется ударом молоточка, т.е. атакой самого звука. Также весьма важно заметить, что количество шума, который делает глушитель может быть изменен довольно заметно благодаря изменениям в Pickup — секции, о которой речь пойдет ниже.

PICKUP
Почти как в электрогитарах, вибрации камертонов могут быть преобразованы в электрический сигнал благодаря звукоснимателям, а затем уже отправятся в усилитель. Секция Pickup настраивает расположение наших виртуальных звукоснимателей, и это имеет огромное значение для звука клавишных.

Прежде чем вперить взгляд в регуляторы, вы должны обратить свое внимание на разные типы звукоснимателей (это кнопочки «R» и «W» в нижнем левом углу секции Pickup). Когда выбран тип звукоснимателя «W», то в звуке начнут преобладать высокочастотный удар, который характерен для так называемых «элекростатических звукоснимателей». Таких примерно как в клавишных Wurlitzer.

Звукосниматель типа «R» напротив выделяет середину и глубокие низкие. Этот тип звукоснимателей ассоциируются с Rhodes, т.е. с магнитными звукоснимателями.

Чтобы усвоить работу регуляторов Symm и Distance, вздерните Distance на 100% а Symm уменьшите до 0%. Регулятор symm регулирует симметричность расположения звукоснимателя по отношению к камертону. Имеется в виду, что звукосниматель способен захватить либо больше «зубца» камертона, либо больше резонансного «тела», либо находится где-то посередине, стремясь захватить шумы и того и иного элемента камертона.

В значении 50% звукосниматель поставлен в центре прямо перед зубцом каммертона. Вращение регулятора влево передвигает звукосниматель чуть выше зубца камертона, тем самым подчеркивая высокие гармоники, в то время как кручение регулятора вправо двигает позицию звукоснимателя чуть ниже, ближе к «телу» камертона, тем самым подчеркивая более низкие гармоники. Заметьте насколько сильно изменяется звук если вы будете передвигать регулятор от 0% до 100%.

Distance-контроллер, очевидно, регулирует дистанцию. Т.е насколько далеко звукосниматель дистанцирован от камертона. Чем дальше находится звукосниматель, тем более сбалансированным будет его звук, в то время как приближение звукоснимателя к камертону повлечет за собой увеличение частот той части камертона, к которому звукосниматель наиболее тяготит (за счет регулятора Symm). Можно даже достичь эффекта «перегруза» если придвинуть звукосниматель слишком близко.

Регулировка параметра «дистанция» может дать разный эффект, зависящий от того, какой тип звукоснимателя вы используете. По этой причине при использовании звукоснимателя типа «W» , уменьшение дистанции даст повышение высокочастотного удара и уменьшит количество общего баса в звучании.

Использование звукоснимателя «R» сработает несколько иначе. Рекомендую быть аккуратным со своими колонками или наушниками, так как уменьшение дистанции R-звукоснимателя (т.е. приближение его к камертонам) сильно повышает и громкость звука. Как только R-звукосниматель передвинут ближе, тут же появляются увеличения плотности и интенсивности в высоких и средних частотах c ощутимым ослаблением низких.

GLOBAL

Пятая секция данного инструмента, Global, отвечает за итоговые настройки инструмента. Их немного, и они вполне очевидны. Регулятор «Volume» отвечает за итоговую громкость инструмента. Voices отвечает за количество одновременно воспроизводимых голосов. Semi позволяет транспонировать исходящие из инструмента ноты в полутонах. Detune позволяет сделать небольшие коррективы в настройке вплоть до центов. Stretch — этот регулятор позволяет изменять тембр звуков в зависимости от того, где была сыграна нота. Позитивные значения данного параметра подразумевают, что более высокие ноты будут с преобладанием высоких гармоник, в то время как низкие ноты будут «темнее», с меньшим количеством высоких частот. Негативные значения развернут эту тенденцию в обратную сторону. И, наконец, регулятор P.Bend поможет регулировать на свой вкус колесо модуляции питча — как оно будет работать. По умолчанию его вращение заставляет тон извлеченной ноты перетекать на два полутона выше или ниже. Вы можете подправить здесь это значение на свой вкус.

См. статью по Analog или Operator (подробный гайд можно скачать в PDF-формате с главной страницы), если возникли какие-либо вопросы по глобальной секции!

 

ИТОГИ

Что ж, вот и все о нашем «электрике».

Инструмент на поверку оказался весьма основательным и исчерпывающим. В ваших руках оказался универсальный аналог вкусных джазовых клавишных. Вы можете настраивать и перекраивать его внутренности на ваш вкус. Теперь со знаниями, полученными из этой статьи, ваши возможности по созданию и накрутке звука расширились еще больше. Пощупайте также пресеты, которые сделали разработчики Ableton. В них вы найдете огромное количество примеров того, как креативно может быть использован этот инструмент, и насколько диких и интересных, порой, результатов можно при помощи него добиться. Особенно если использовать его в совокупности с плагинами эффектов. (По которым у меня есть исчерпывающий раздел на сайте, прошу пройти по ссылке, если интересно: >>>тыц!!!<<< листайте странички дальше — все плагины описаны!)

Похожие записи

1 комментарий. Оставить новый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню
Adblock
detector