Замечали когда-нибудь, что после сведения ваш микс всё равно звучит тише, чем треки исполнителей, которые вы покупаете?
Это потому, что после стадии сведения большинство треков проходят процесс мастеринга, в ходе которого уравновешиваются частотные характеристики и повышается общая громкость микса.
Мастеринг – это та финальная доводка, шлифовка трека, которая делает ваш микс гораздо привлекательней для слушателей. Микс становится глубже, плотнее, звонче, громче, прозрачней, объемный… (уже неплохо, не так ли?). При этом мастеринг решает еще одну важную задачу – он делает ваш микс слушабельным на абсолютном большинстве стерео систем, которыми обладают потенциальные слушатели. Все это положительно сказывается на будущем тиражировании вашего творения.
Влияние громкости микса на восприятие слушателя было замечено еще в 60-х годах, когда более громкие фонограммы чаще остальных ставились не только на радио, но и в специальных музыкальных автоматах в барах и забегаловках. Видимо человек, по мановению руки которого весь бар наполнялся очередной громкой мелодией, чувствовал себя в самом эпицентре внимания и королем местячковой вечеринки… эдаким лихим диск-жокеем.
Правда состояла в том, что громкая запись воспринималась как более качественная. Все это давно вылилось в так называемую “войну громкости”, которая давно уже достигла своего апогея с приходом некоторых панк-групп а также дабстепа:
Громкость микса стала навязчивой идеей, и в кругу звукоинженеров даже появилось такое специфическое выражение, как «битвы за громкость» (loudness wars).
Окей, но музыканту надо как-то выживать, когда вокруг ТАК ГРОМКО все булькает и громыхает. Поэтому давайте рассмотрим верного помошника в инструментарии Ableton Live, который позволит сделать микс на несколько децибел громче, а значит, наверстать результаты ваших конкурентов в “войне громкостей”.
Оружие номер один для такого рода битвы и есть лимитер, или, говоря по-русски, ограничитель:
Среди всех динамических процессоров Ableton Live Limiter — самый простой. Он всего лишь не даёт сигналу превысить определённый уровень, выставленный параметром Ceiling (потолок).
По традиционной терминологии звукоинженеров лимитером называют компрессор с соотношением «10:1» и выше, хотя обычно лимитеры, такие, как этот, имеют «бесконечное» соотношение, что означает, что сигнал никогда не превысит пороговый уровень. Такие лимитеры называют «брикволл-лимитер» (brickwall — кирпичная стена).
Лимитер не имеет регулятора Threshold (порог), так как его обязанности возложили на регулятор Ceiling. Если ваш потолок установлен на -1 дБ, и вы подаёте на вход сигнал, в котором нет пиков свыше -1 дБ, лимитер не будет иметь никакого эффекта.
Чтобы задействовать устройство, следует просто повышать уровень Gainдо тех пор, пока сигнал не начнёт выходить за пределы потолка. Измеритель подавления уровня (Gain Reduction meter) начнёт реагировать, и вы услышите, что общий уровень сигнала становится громче безо всякого намёка на клиппинг.
Продолжая увеличивать значение «гейна», вы заметите, что звук начинает искажаться, что в конечном счете приведёт к разрушению динамики всего сигнала, поэтому, если сомневаетесь, слушайте внимательно и действуйте осторожно.
Ручкой Release можно точно настроить восстановительные характеристики лимитера, но в большинстве случаев устройство прекрасно справляется с этим и в режиме Auto.
Параметр Lookahead имеет ту же функцию, что и обычный регулятор времени атаки. При низких его значениях лимитер реагирует на пики амплитуды быстрее, что в итоге даёт больший эффект сжатия, но в то же время может привести к искажениям. Также важно выставить оптимальное значение параметра Gain. Чем больше вы накручиваете «гейн», тем больше теряется динамики и более искажённым становится звук. Чтобы отыскать приемлемое значение, наденьте наушники и прибавляйте уровень «гейна», пока не услышите искажения; значит, необходимо вернуться чуть назад на тот уровень, где искажений нет.
Кнопку Stereo в большинстве случаев лучше не трогать, если только вы не хотите внести немного беспорядка в стереокартину вашей записи. В режиме Stereo амплитудный пик в каком-либо из каналов приведёт к понижению уровня в обоих, тем самым сохранив эффект стерео. Сменив режим на L/R, пики будут обрабатываться в каждом канале по отдельности.
На чем именно применять лимитер? Вы можете применить его как на отдельных дорожках с целью убрать из амплитуды сигнала ненужные случайные “перегибы”, и “скачки”.
Особое внимание уделяйте тем дорожкам, сигнал на которых наиболее динамически изменчив – к таким дорожкам относятся дорожки с вокалом, ударными, перкуссией, гитарой. Не стоит перебарщивать с эффектом лимитера, однако самые громкие скачки амплитуды можно с успехом компрессировать, для того, чтобы в дальнейшем они не доставляли вам неприятностей.
Также лимитер будет полезен на мастер-шине. Но опять же – если его работа на мастер-шине во многом постоянна, это свидетельствует о том, что дорожки вашего микса обладают излишней совокупной громкостью. Лучше сделать их потише, чтобы на этапе мастеринга у мастер-инженера не возникло лишних проблем.
Окей, о лимитере пока что все. Надеюсь, информация в статье была полезной! Как бы там ни было – не забывайте делиться статьей с друзьями! Подымем уровень музыкальной грамотности вместе!
С Уважением, Wolfframe! =)