Вокодер
За свою долгую историю вокодеры обросли множеством легенд. Получив широкое распространение в 1970-х благодаря таким коллективам, как Kraftwerk и ELO, вокодер известен своей способностью создавать говорящие синтезаторы и поющих роботов, накладывая сложную огибающую сигнала человеческого голоса на любой источник звука.
На протяжении долгих лет для вокодера создавалось множество программ, и Ableton использовал все эти наработки, чтобы на их основе реализовать классический эффект в практичном и современном виде:
Прежде всего, давайте усвоем следующее: вокодер работает с двумя различными аудиосигналами: модулирующим (Modulator) и несущим (Carrier).
Для создания нужного эффекта вокодер разбивает модулирующий сигнал (вокал или любой другой сигнал по вашему выбору) на массив узких частотных полос, анализирует амплитуду отдельных полос в реальном времени и выводит огибающую, которую можно наложить на другой сигнал, называемый несущим.
В вокодере Ableton Live модулирующим является сигнал, идущий с трека, с дорожке на которой висит вокодер. Таким образом, если вы вставили вокодер на дорожку с голосом, то отрезок, играющий на этой дорожке, и будет являться сигналом-модулятором. Носитель выбирается в меню в верхнем левом углу эффекта (Carrier).
Возможные следующие варианты:
- Шум (Noise). В качестве источника сигнала-носителя используется встроенный генератор шума. Для изменения характера шума применяют расположенный ниже дисплей с осевыми регуляторами, который корректирует частоту дискретизации и плотность шума. Эта настройка особенно хороша для наложения эффекта на перкуссионные звуки. Однако, для большего фана я использовал его на голосе, и вот что получилось:
- Внешний источник (External). Используйте эту настройку для классического эффекта вокодера. В качестве источника сигнала-носителя выберите дорожку, например, с протяжным пэдом, и вокал на треке с вокодером запоёт голосом выбранного вами синтетического инструмента:
- Модулятор (Modulator). Самая необычная из набора настроек вокодера. С её помощью можно использовать модулирующий сигнал в качестве несущего, что даёт возможность создавать очень необычные звуковые эффекты, регулируя другие настройки: Depth (глубину), Range (диапазон) и Release (восстановление). Также этот режим позволяет использовать вокодер в качестве мощного эквалайзера:
- Отслеживание высоты тона (Pitch Tracking). Это режим самонастройки вокодера, хотя здесь нет каких-либо непреложных требований к его использованию. Монофонический осциллятор настраивается на высоту модулирующего сигнала и генерирует волну выбранной ниже формы. В зависимости от источника сигнала точность отслеживания может значительно варьироваться; если в качестве модулятора использовать полифонический сигнал, конечный эффект становится непредсказуемым ():
В верхней левой части устройства находится переключатель функции Enhance (усиление), которую применяют для восстановления высоких частот, утерянных вследствие кодирования аудиосигнала.
В нижней части эффекта вы найдёте регулятор Unvoiced (регулятор невокализованных сигналов), который помогает вокодеру обрабатывать нетональные составные части звукового сигнала, как, например, согласные звуки.
В силу того, что вокодер не может на основе таких звуков создать на выходе слышимый результат, синтезируется компенсирующий шумовой сигнал. Чтобы включить эту функцию, поверните ручку Unvoiced на желаемый уровень и настройте чувствительность (Sensitivity) так, чтобы она должным образом реагировала на глухие звуки модулирующего сигнала. Когда чувствительность настроена на 100 %, синтезатор функции Unvoiced больше не реагирует на нетональные звуки модулятора и подаёт компенсирующий сигнал непрерывно.
Центральный графический дисплей вокодера является тем местом, где вы можете взять под контроль тончайшие нюансы управления частотными фильтрами. При наведении на дисплей курсор мыши превращается в карандаш, которым можно как частично, так и полностью гасить отдельные полосы частот. Когда в меню Carrier выбран режим Modulator, вы можете использовать вокодер в качестве мощного частотного фильтра.
В нижней части устройства также есть ряд регуляторов, первый из которых – это Bands (диапазоны частот), которым определяют число полос для анализа модулирующего сигнала. Чем больше полос, тем точнее анализ и более естественный сигнал на выходе. (Нужен ли вам этот естественно звучащий сигнал, уже другой вопрос. В любом случае, мало кто скажет, что «поющий синтезатор» звучит естественно.)
Величинами Range (диапазон) устанавливают нижний и верхний пределы для частотных полос; регулятор можно применять для удаления любых лишних частот на краях слышимого диапазона. Параметром BW(Bandwidth – ширина полосы) регулируют ширину каждого фильтра. При значениях, отличных от 100 %, фильтры могут разделяться промежутками либо накладываться друг на друга, создавая многообразие интересных эффектов, так что доверьтесь своему слуху.
Регулятор Gate («гейт», или вентиль) подчищает модулирующий сигнал, подавляя любые частоты ниже порогового уровня. По умолчанию эта функция отключена, так как пороговый уровень выставлен на минимальное значение “-inf” («минус бесконечность»).
Регулятором Level управляют уровнем (громкостью) сигнала на выходе эффекта. Для достижения лучшего результата используйте его совместно с ручкой Dry/Wet (регулятором степени обработки сигнала).
Ручкой Depth (глубина) можно управлять динамикой эффекта. По умолчанию амплитудная огибающая сигнала-модулятора накладывается на сигнал-носитель. Поворотом регулятора влево сокращают динамический диапазон выходного сигнала (то есть огибающая модулятора игнорируется), вправо – расширяют.
Ручки Attack (время атаки) и Release (время затухания) предназначены для дальнейшей корректировки огибающей сигнала. Обратите внимание, что максимальное значение «релиза» достигает целых 30 секунд; таким образом, в режиме Noise можно создавать поистине колоссальные звуковые построения.
Наконец, регулятором Formant (форманта) меняют частоты фильтров, наложенных на сигнал-носитель. В результате получаются необычные эффекты сдвига по частоте. Также при использовании голоса в качестве модулирующего сигнала можно поменять воспринимаемый пол модулятора.
Способы применения вокодера чрезвычайно разнообразны, поэтому он стоит того, чтобы потратить некоторое время на его изучение. Попробуйте в режиме Noise добавить немного резкости и глубины звучанию рабочего барабана; используйте звук ударных в качестве модулятора, чтобы создать ритмичную партию пэда-носителя; или попробуйте тот же драм-луп в режиме Pitch Tracking — на выходе получится материал с очень необычной мелодикой. Возможности буквально безграничны!
Желаю Вам в доволь поиграться с вокодером. Зерги, Протоссы, Роботы, Адские Демоны – вокодер любит изображать их всех!
С Уважением Wolfframe