Auto Pan (в дальнейшем я иногда буду называть его “автопаном”) – это сравнительно простой, но весьма полезный плагин. Впрочем, это не означает, что в нем все понятно с первого взгляда. Поэтому, давайте-ка его тщательно разберем. С чувством, с толком, с расстановкой.

Работа плагина Auto Pan заключается в автоматическом панорамировании сигнала. Левый и правый канал при этом взаимодействуют к примеру так: громкость левого канала увеличивается, в то время, как громкость правого – уменьшается, и т.д. В итоге у нас получается звук, циклично блуждающий слева-направо и наоборот благодаря попеременному понижению громкости то одного то другого канала.

Таким образом функция автопанорамы привносит в трек весьма сильный динамический эффект. Поэтому Auto Pan относят к классу “Dynamic Processing Plugins” (плагины динамической обработки). (Статью о важности динамики в музыке, вы можете прочитать здесь.)

Ну, а теперь, после краткого вступления, давайте начнем подробно рассматривать интерфейс!

Автопан разделен на две секции. В верхней секции содержится графическое отображение звукового панорамного шаблона:

image

Которым мы разнообразно манипулируем, нажатием кнопок и вращением регуляторов в нижней части интерфейса:

image

Будучи загружен на дорожку в первый раз, плагин Auto Pan покажет вам плоскую линию, проходящую через центр экрана, и вы, соответственно не услышите никакого панорамного эффекта (это происходит, если вы загрузите “чистый” Auto Pan, без каких либо пресетов).

Вот как выглядит впервые загруженный чистый автопан:

image

Плагин показывает нам плоскую линию, потому что показатель Amount – т.е. “величина” поставлен на 0%. Он отвечает за интенсивность амплитудного сигнала.

Как только вы начнете поднимать значение этого регулятора, вы тут же увидите что графическое отображение начнет меняться, появятся амплитуды, и если вы запустите проигрывание звука, то услышите, что звук начинает “качаться” слева на право.

Чем выше вы выставляете значение Amount, тем “шире” будет это движение, тем дальше будут друг от друга отдаляться, “раскачиваться” сигналы левого и правого канала.

Желтая амплитуда графического интерфейса символизирует панорамирование правого канала, оранжевая – левого:

image

Что говорят нам эти амплитуды? Что в то время, когда левый канал будет на пике громкости (высшее значение оранжевой амплитуды), правый канал (желтая амплитуда) будет на самом низком своем значении. И наоборот, когда левый канал упадет по громкости ниже, правый канал будет на своем пике, и так далее…

Взгляните на картинку, которая показывает взаимоотношения сигналов левого и правого каналов. Монотонный сигнал был обработан эффектом Auto Pan с настройками как на верхнем скриншоте (правда amount = 100% для большей наглядности):

image

Это изображение амплитуд, который подверглись действию “классического” модуля автопан. Однако, модуль имеет гораздо больше применений, и о них я расскажу позже. Сейчас – интерфейс. Не отвлекаюсь.

Неактивная кнопка, которая находится ниже регулятора Amount называется “normal”, в случае своего включения она будет менять местами сигнал левого и правого канала, т.е. инвентировать их:

image

Как только вы нажмете на нее, кнопка изменит свой вид с “нормального”:

image    image

На “Инверт”:

image    image

И, соответственно, мы видим как меняются местами панорамные амплитуды.

Продолжим изучение остальных регуляторов данного плагина.

Следующая кнопка – Rate, которая находится правее кнопки Amount.

Ее задача — изменять частоту колебаний громкостей левого и правого каналов. Как только вы начнете поднимать значения данного регулятора, вы услышите увеличение темпа колебания, и, соответственно, изменится графическое отображение кривых. Амплитуды на левом скриншоте в разы медленней тех, которые находятся на правом:

ScreenClip   image

Под регулятором Rate мы видим две кнопки на выбор:

image

По дефолту включено значение “HZ”, которое означает, что вы управляете частотой эффекта Auto Pan используя шкалу циклов в секунду.

Таким образом, если вы поставить Rate на 1Hz, плагин автопан будет завершать один цикл попеременного заглушения левого-правого канала в секунду.

Если же вы поставите значение на 2Hz – цикл произойдет за одну секунду дважды, и т.д. и тому подобное.

Если же вы выберете кнопку, которая выглядит как нота (1/16 нота, если быть точнее),

image

то вы заставите работать auto pan в циклах, зависящих от темпа проекта.

Например, когда вы поставите здесь 1/4, цикл попеременного заглушения левого-правого канала будет повторятся каждую четвертую ноту. (Если вы измените темп проекта, автопан, естественно, тоже будет ему соответствовать):

image

Следующим за Rate стоит регулятор Phase:

image

Если вы сдвинете данный регулятор, поглядывая на график волны, вы сразу же догадаетесь, что он делает:

image

Видите, как поехала в бок желтая кривая, по отношению к оранжевой?

Итак, регулятор Phase регулирует фазовое взаимоотношение амплитудных кривых левого и правового сигнала.

Значение 180 градусов означает, что две кривых стоят вне фазы. То есть один канал на полной громкости, в то время как другой канал – заглушен. Мы видим эту ситуацию на скриншоте:

image

Если вы выставите значение регулятора на 0 градусов, две кривых будут синхронизированы (теперь вы увидете только одну кривую), и это означает что левый и правый каналы изменяют свой звук в цикле одновременно:

image

Это довольно прикольно, поскольку вы получаете пульсирующий звук — он то затихает, то набирает громкость. Хороший динамичный эффект. Позже я расскажу о нескольких трюках, которые основаны на этой особенности плагина. Но в конце статьи, а сейчас надо разобраться с оставшимися регуляторами.

Рядом с Phase-колесиком, чуть ниже находятся две кнопки (не забудьте перейти в режим “Hz” под регулятором “Rate”, чтобы увидеть их):

image

Когда вы щелкните на самую нижнюю из них (с изображением динамика), верхняя кнопка Phase превратится в Spin-регулятор:

image

Он делает весьма дерзкую штуку – сжимает правый (желтый) канал, заставляя автопан следовать куда более интересным траекториям, т.е. колебаниям громкости:

image

Когда Spin выставлен на 0% – левый и правый канал взаимодействуют с одной и той же скоростью.

Как только вы начнете повышать Spin, вы увидите, что правый канал начинает увеличивать свою скорость, по сравнению с левым каналом.

Как результат – мы видим довольно причудливо намалеванные кривые, которые, если послушать результат этой манипуляции, и “перекатываются” по панораме весьма замысловато…

Если вы включите синхронизацию автопан с темпом (значок с нотой), то внизу, под регулятором Phase появится регулятор Offset:

image

Это, в сущности, глобальный регулятор фазы, который регулирует колебание сразу двух панорамных амплитуд по отношению ко всему треку.

Когда вы стартуете песню, и offset поставлен на 0, автопан будет сразу же выдавать левый сигнал. Вы наверняка захотите, чтобы в начале трека сигнал стартовал с середины.

Чтобы настроить это, поверните кнопку Offset так, чтобы пересекающие кривые стартовали из левой части экрана. Offset в таком случае будет выставлен на 90 (см. предыдущий скриншот).

Вуаля,теперь, когда трек стартует, сигнал автопана начинает свои колебания не с левой стороны, ни с правой, а с середины.

Последний круглый регулятор в Auto Pan это Shape:

 image

Смысл в том, что как только вы начнете вращать его по часовой стрелке, форма волны медленно превращается в квадратную форму:

image

Когда вы выставите это значение на 100 процентов, вы тем самым заставите автопан в одно мгновение перескакивать между левым и правым каналом, будет слышно, что звук ни на долю секунды не задерживается в центре:

image

Соответственно, более значительное уменьшение параметра Shape даст возможность сделать этот переход немного мягче, а сигнал менее “рубленным”.

И напоследок — кнопки выбора формы волны:

image

До сих пор мы в основном использовали синусоиду (в верхнем примере — тоже синусоида, но с очень сильным Shape-параметрам), так что вы можете пощелкать на других образцах, и посмотреть, на что похожи их амплитуды в графическом интерфейсе.

Кнопка, находящаяся в правом верхнем углу – это “пилообразная” волна (“sawtooth” или “ramp”):

image


Поразительно, но она выглядит весьма зубчато, если смотреть на ее амплитуду:

image

И звучит соответствующе:

Когда вы используете эту форму волны, автопан делает скачки между левым и правым каналом весьма резкими, без какого-либо перехода, а сам звук становится похож на шлепки или удары, так как имеет максимальную громкость в начале цикла, и быстро затухает, что дает ему ярко выраженный перкуссионный окрас… Круто, да? Автопан может изменять характер звука!

Кнопка в левом нижнем углу это  – Triangle (треугольная) форма волны.

image

Это уникальная форма волны, потому что она не воспроизводит самый динамичный и при этом самый плавный из существующих в autopan эффектов панорамирования.

Она достигает своего максимального значения, не задерживается на верхних значениях ни на мгновение. Большую часть времени амплитуда находится в постоянном переходе между каналами.

image

И последняя кнопка переключения волны это кнопка “random”-волны, которая искажает амплитуды модуляции совершенно непредсказуемым образом:

image

Когда этот режим выбран, кнопка “Phase” заменяется кнопкой “Width”, которая настраивает взаимоотклонения левого и правого канала (покрутите эту кнопку – увидите как это работает).

Когда данный регулятор стоит на 0%, случайная форма волны левого и правого канала просто совпадает. Это приводит к отсутствию  панорамирования, зато заставляет скакать громкость звука весьма причудливым образом:

image

Когда значение установлено на 100%, разница между амплитудами громкости левого и правого канала увеличивается, что приводит к их полнейшему “отзеркаливанию” их по отношению друг к другу:

image

А вот как выглядит амплитуда волны, при включенном 100% Width-параметре (Rate 1/4):

image

Весьма причудливо, не так ли? И звучит соответствующе. Эта форма волны идеально подходит для тех, кто любит что-нибудь поглючнее Подмигивающая рожица

Ну и напоследок – чуток трюков, о которых я напоминал ранее в этой главе.

Вот например, трюк, весьма полезный для диджеев и музыкантов.

Трюк основан на использовании регулятора Phase. Когда Phase стоит на отметке в 0 градусов, модуль Auto Pan будет просто подымать/опускать громкость сигнала вверх и вниз.

А теперь попробуйте сделать следующее: загрузите песню на дорожку и используйте на ней Auto Pan.

Поставьте Rate на 1/8, Shape на 100%, Phase на 0 градусов, а Offset на 270-т, и выберите синусойдную (sine) форму волны. Как только вы поднимите Amount, вы начнете слышать, как громкость начинает прыгать вверх и вниз каждый 1/8 нотный шаг, синхронизировано с треком. Поднимите значение Amount до 100%, и вы тем самым разрежете трек на небольшие прерывистые “слайсы”, т.е. фрагменты:

image

Теперь, когда вы получили такой эффект, поиграйте со значением Rate чтобы изменить его скорость. Настройка параметра Shape сгладит или усилит резкость своеобразной нарезки.

Для действительно сумасшедшего эффекта, попробуйте слегка изменить значение Phase. Когда две амплитуды различных каналов слегка не в фазе, вы услышите как каждый фрагмент перекатывается из канала в канал, как будто играя в догонялки друг с другом.

Эффект панорамно-прерывистого звука отлично подходит для диджейских сетов, особенно когда вы наметили смешивание двух треков.

Вы можете использовать автопан в таком ключе для того, чтобы удалить звук между битами (поставьте Rate на 1/4 и вы услышите 1/4-нотные биты) это сделает переход между треками более плавным и незаметными.

Кстати, в конце первого примера я похулиганил с плагином beat repeat, который разбирал в предыдущей статье (клик!). Эффектно звучит, да?

Так. Ну ладно — вот и все, что на данный момент можно рассказать о плагине Auto Pan.

Этот эффект привносит в музыку не только динамику, но и придает при этом сигналу объем. При осмысленном использовании данный эффект органично вписывается в микс и дает ему пульсацию, дыхание, дрожь. И он также является хорошим средством для того, чтобы ритмически выделить партии ваших треков, придать им кач.

Используйте его грамотно!

С Уважением, Wolfframe! =)

Похожие записи

2 комментария. Оставить новый

  • Плагин на самом деле очень полезный. Я его использую уже давно и с ним написание музыки становится более простым и интересным делом.

    Ответить
  • Спасибо, Дмитрий, за отличную статью! Будет интересно увидеть новый формат подачи материала в видео :)

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню
Adblock
detector