Термин «модуляция» означает «изменение». Сам по себе этот термин не слишком красноречив. По нему довольно сложно в понять, что эффекты модуляции делают на самом деле. Говоря по существу, когда мы говорим об эффектах модуляции, мы подразумеваем некий эффект, который работает благодаря генератору низкой частоты (LFO).
Так что советую вам прежде прислушаться к себе — ясны ли вам роли LFO в таких эффектах как Auto Filter и Auto Pan, и вам будет куда легче понять его роль в эффектах модуляции.
Статьи, посвященные данным эффектам публиковались в моем блоге ранее. Ссылка на статью по Auto Filter
Ссылка на статью по эффекту Auto Pan
Кстати говоря, использование многих эффектов модуляции без участия LFO также могут приводить к некоторым полезным эффектам.
Как обычно, рекомендую вам провести некоторое время на разбор и практику с каждым нижеописанным эффектом.
Данная статья подробно расскажет Вам о использовании:
- Chorus
- Phaser
- Flanger
Начнем наш подробный разбор с классического эффекта хора (Chorus):
Chorus
В начале прослушайте пример 8-битного фрагмента трека, который был сделан практически в моно. Именно на таком материале выигрышно смотрятся эффекты модуляции, которые «утолщают» звук в стереопанораме. Эффект вступает сразу через три пискливых сигнала. Вы не спутаете, потому что характер звучания меняется весьма ощутимо. Ближе к концу файла я выкручиваю ручки наиболее радикально, чтобы вы в общем и в целом составили впечатление о работе плагина.
Окей, теперь перейдем непосредственно к разбору Chorus.
Когда вы слышите группу поющих в хоре людей, вы можете заметить, что каждый из них, как бы не старался, не сможет воспроизвести свою партию абсолютно синхронно с остальными. Всегда есть хоть малейшая разница в произношении отдельных фраз и интонаций, небольшие но различия во времени, даже когда поются одни и те же слова с одинаковой мелодией.
В результате мы слышим объемный, можно сказать пышный вокальный саунд, который был достигнут благодаря вариациям различных голосов.
Chorus-эффект пытается воссоздать этот звуковой феномен во время обработки входного сигнала путем его размножения и создания разноплановых задержек в нем, добавляя к сигналам также легкие тональные модуляции, и, в конце концов, смешивая все вместе с оригинальным сигналом. Другими словами эффект «хора» предполагает, что несколько дублированных и измененных звуков, смешанные с оригинальным сигналом, воссоздадут тот самый эффект многоголосья.
В музыке давным-давно уже стало распространённой практикой пропускать синтезаторы, гитары, вокал и струнные через хорус-эффект.
Дублирование, а затем и тройственность сигнала дает солирующим голосам более сильное и явное звучание, создает ему больше объема и пышности в миксе. Звук обработанный хорусом становится более ощутимым.
Давайте перейдем к разбору кнопок-регуляторов этого плагина.
Эффект Chorus в Ableton имеет 2 регулятора паралельных задержек (Delay 1 и Delay 2), которые могут быть установлены в пределах от сотых милисекунд (0.01) до 20 мс, или задержки могут быть синхронизированы путем нажатия кнопки с крошечным знаком равенства:
Delay 1 Данная задержка всегда находится в активированном состоянии. Для того, чтобы выбрать время задержки, достаточно передвинуть на нужное значение небольшой фейдер внизу.
Регулирумый Highpass—фильтр убирает нижние частоты из сигнала, который будет подвергается эффекту хора, тем самым вы получаете возможность избавиться от нежелательной мути и грязи в конечном сигнале. (Нижние частоты имеют тенденцию сильно размываться и загрязнять микс, будучи обработанны эффектом хора). Delay 1 может использоваться либо самостоятельно либо параллельно с Delay 2.
Delay 2 Вторая задержка Chorus-эффекта может добавить еще больше толщины и интенсивности к вашему звуковому сигналу. Она может работать в двух различных режимах: «Fix» и «Mod», и может быть совсем выключена нажатием верхней кнопки «Off».
В Fix-режиме модулируется только Delay 1 (управление модуляцией происходит при помощи X-Y-интерфейса справа).
Когда же включен Mod-режим, Delay 2 получает точь в точь ту же самую временную модуляцию, что и Delay 1.
Modulation (модуляция) — это та секция, где весь эффект Chorus получает свое «движение».
Эта секция управляет генератором синусоидальной волны (LFO) который используется для того, чтобы изменить временные подвижки наших Delay 1 и Delay 2.
Если вы ищите совершенно не узнаваемые звуки, или просто ищите немного более широкий стерео-эффект — то вам всего лишь нужно немножко поиграться с графическим X-Y-контролером модуляции.
Горизонтальные движения изменяют скорость модуляции от 0,03 до 10 гц, в то время как вертикальная ось увеличивает значение модуляции с 0 до 6,5 миллисекунд.
Таким образом, если Delay 1 будет установлен на 1 миллисекунду, и вы также выставите значение модуляции на 1 миллисекунду, то LFO будет непрерывно модулировать временные задержки звуков между 0 и 2 миллисекундами.
Скорость модуляции (rate) изменяет скорость LFO от плавных движений, до мелких игристых колебаний.
У вас также есть возможность просто вбить необходимые параметры, щелкув на бегунки с цифровыми значениями «amount» и «rate» прямо под X-Yинтерфейсом, а затем вбив нужные числа и нажав клавишу Enter.
LFO модулирует оба делея. Это значит, что время задержки для левого и правого канала будут отличаться, и это увеличит интенсивность стерео эффекта. Если две задержки сразу будут смодулированны (в режиме Mod), то мы получим в конечном итоге сразу четыре звука с различным временем задержек единовременно. Как вам такая возможность «ожирнить» звук?
Если вы ищите радикальную звуковое искажение для звука, то вам настоятельно рекомендуется ткнуть кнопку *20 между бегунками «amount» и «rate». Эта кнопка умножает скорость ничзкочастотной модуляции хоруса на 20! В итоге это все может звучать как довольно монотонный и пластмассовый но весьма любопытный саунд-эффект с синтетическим привкусом.
Feedback, Polarity и Dry/Wet
Feedback-регулятор (feedback — «обратная связь», «отдача») предназначен для отправки выходящего сигнала обратно через delay 1 и delay 2. Чем больше вы добавляете к сигналу параметра Feedback, тем более роботизированным и механическим будет ваш сигнал.
Polarity — положительное или отрицательно значение полярности определяет, добавлен ли сигнал, который возвращаем feedback’ом к задержкам, или же он будет вычтен из нового входного сигнала.
Это может быть немного непонятно, поэтому проще проверить разницу в полярности на практике. Для этого вы можете использовать малое время задержки с увеличенным Feedback.
Результат обычно — весьма отличный частотно и тонально. Например, низкочастотный звук становится высокочастотным, а высота тона может изменяться вплоть до октавы, и так далее.
В моем звуковом примере «Chorus Example» я переключаю полярность на 38-й секунде, рекомендую послушать.
И, наконец, Dry/Wet определяет степень смешивания оригинального (не обработанного) сигнала и Chorus’а.
Phaser
Phaser воспроизводит эффект фазовых сдвигов в частотах обрабатываемого звука.
(Оригинальный мануал гласит: «Эффект фазовращателя использует серию из различночастотных фильтров (all-pass filters), чтобы создать фазовые сдвиги в частотном спектре звука».)
Данный эффект в действии создает характерный саунд легкого блуждания частот в каждом канале, придает саунду мягкое чувство движения и теплоты. Он также может здорово ужать ваш звук, сделав его едва слышным, а то и вовсе — вырезать его, если кое-какие регуляторы повернуть слишком сильно. Спасибо за эту возможность создателям Ableton! =)
Регулятор Poles отвечает за количество меток (фильтров), которые и генерируют фазовые сдвиги в этом эффекте. Меньшее количество Poles делает эффект Phaser менее значительным по сравнению с большим количеством.
Color и Mode… Кнопка под регулятором Poles устанавливает режим (mode) работы всего плагина Phaser.
Доступно два значения: Earth (Земля) и Space (пространство). Мануал Ableton довольно неоднозначен в трактовании того, чем отличаются эти режимы, кроме того, что они регулируют интервал между метками фильтров.
В звуковом примере «Phaser Example» сразу под скриншотом, я переключаю кнопку с «Earth» на «Space» на 37-ой секунде.
Бегунок Color регулирует взаимоотношения фильтров, когда Earth-режим активный.
Dry/Wet — очевидно этот регулятор смешивания оригинального сигнала и обработанного. Вы уже должны это знать . Уменьшение значений смягчает эффект, увеличение — наоборот.
Frequency и Feedback большой графический X-Y интерфейс прямо посреди плагина сделан для того, чтобы мы могли удобно манипулировать параметрами frequency (частота) и feedback (отклик).
Перемещая желтую точку графического интерфейса влево-вправо, вы регулируете частоту (или можно использовать числовой показатель на бегунке в левом нижнем углу).
Вертикальное перемещение графического регулятора изменяет отклик (feedback) (числовой показатель отображается на бегунке в правом нижнем углу).
Управление обратной связью — совсем не типичный для эффекта Phaser, но это тот регулятор, который Ableton добавил, чтобы мы имели возможность еще сильнее подчеркнуть данный эффект.
Envelope — эта секция идентична той, которую мы можем найти в Auto Filter-эффекте. (Вы же читали мою предыдущую статью, посвященную этому эффекту, не так ли?) Это снова повторитель огибающей. Он работает, используя уровни входящего сигнала как модель для модуляции частоты Phaser’а. За скорость, с которой повторитель огибающей реагирует на уровни входящего сигнала отвечают вращающиеся кнопки Attack и Release.
Используйте самую верхнюю кнопку для того, чтобы увеличить влияние огибающие на частоту вращателя. Отрицательные значения данного регулятора влияют на интенсивность «зазеркаливания» огибателя. Т.е. пики входящего в огибатель сигнала становятся впадинами, а впадины — пиками.
И секция LFO, которая повторяет те же функции и принципы, что и LFO эффекта Autopan. Вы можете использовать регулятор Rate, чтобы увеличить частоту LFO в герцах (значок Hz) или в зависимости от темпа (иконка с нотой). Взаимоотношения левого и правого LFO регулируются Phase/Spin контролем.
И, наконец, конечное влияние LFO на сигнал устанавливается с помощью регулятора Amount.
Flanger
Эффект Flanger в Ableton Live имеет весьма близкое сходство с Phaser’ом, и по дизайну и по использованию.
Flanger работает со звуком, задерживая его на незначительное время, и затем вновь смешивает. Это вводит конструктивные и деструктивные изменения благодаря взаимоотношениям между различными частотами обрабатываемого звука, вызывая саунд схожий с характерным передвижением полосного (band-pass) фильтра вдоль частот.
Flanger имеет более сильную металлическую окраску, чем Phaser. Его звучание может быть довольно суровым с высокими значениями параметра «feedback».
Интересно, что давным-давно эффект флэнджера можно было воспроизвести только проигрывая две идентичной записи на магнитофонных лентах синхронно, затем прикасаясь к одной из кромок бобин, чтобы слегка сдвинуть время одной из записи. Flanger делает тот же самый эффект с куда меньшими техническими ухищрениями, не так ли?)
Hi-Pass Filter. Как я упоминал ранее, Фленджер делает копию входного сигнала и смешивает его обратно с оригиналом, внеся небольшие задержки. Это приводит к «фленджированию» по всему частотному диапазону исходящего сигнала.
Чаще всего это приводит к негармоничным (нетональным) эффектам, которые делают мелодичные партии более «грязными» или «мутными». Чтобы уменьшить этот эффект, вы можете пропустить входной сигнал через фильтр низких частот (Hi-pass filter). Когда задержанный сигнал вновь смешивается с оригинальным сигналом, фленджирование будет иметь эффект только на высоких частотах, оставляя низкие частоты нетронутыми.
Dry/Wet — Вы уже прекрасно знаете за что отвечает этот регулятор!
Delay и Feedback. Он выглядит практически также как X-Y контроль в Phaser, не так ли?
По своим функциями данный графический интерфейс делает тоже самое: горизонтальные передвижения желтого кружка регулируют время задержки (Delay Time), а вертикальные перемещения регулируют отклик (feedback).
Поскольку фленджер манипулирует временной задержкой сигнала, в исходящем сигнале будут также небольшие тональные сдвиги которые будут связаны с параметром Delay Time (все как на тех самых бобинах, о которых я рассказывал выше).
Если время задержки повысится, то и тон обработанного сигнала будет слегка повышаться. А если вы повернете регулятор feedback на более высокие значения, тон будет изменяться еще более явно.
Здесь также есть кнопка изменения полярности. Послушать, как она изменяет характер звука можно прямо под скриншотом Flanger’a в аудиопримере «Flanger Example» на 44-ой секунде.
Envelope и LFO. Эти две секции — точные копии тех, которые присутствуют в ранее описанных мною плагинах Phaser и Auto Filter, кроме того, что модуляции здесь подвержена время задержки в Flanger’е.
К плагинам модуляции по некоторым признакам также можно причислить и эффект Reverb, однако я решил приберечь его для следующей статьи.
На этом пока все! Оставайтесь с сайтом Create-Sound.ru
С Уважением, Wolfframe