После знакомства с программой Ableton, с ее основными функциями и возможностями, после ее настройки, вы можете переходить к написанию своей первой музыки. Не забывайте о том, что это творческая работа, требующая усидчивости и обширных знаний, как теоретических, так и практических.
Сегодня мы разберемся с элементами построения собственного трека, и вы уже сейчас, можете попробовать реализовать свои первые идеи, написать ритм-секцию, сделать различные заготовки и формировать треки. И дальше, в процессе углубленного изучения материала, вы можете использовать наработки, чтобы постоянно улучшать качество звучания.
Электронная музыка состоит из нескольких основных музыкальных элементов:
- Драм-секция (ритмическая секция композиции – ударники)
- Бас-линия
- Дополнения/корректировка
- Основной синт
- Вокал
- Атмосфера
- Баланс звучания
- Аранжировка
- Эффекты
- Сведение (mixdown)
ДРАМ–СЕКЦИЯ
Как же создается композиция в танцевальной музыке? Прежде всего, с ударной партии. Начните с kick и snare. Затем, добившись качественного звучания (что делать, чтобы ударники зазвучали “как надо”, мы поговорим в следующей книге) комбинации kick+snare, переходите к созданию “тарелок” – hi-hat pattern. После создания соответствующих задумке хайхетов дело остается за созданием перкуссии. Не стоит забывать о crash и ride.
БАС–ЛИНИЯ
В итоге мы сделали первые несколько квадратов ударников и уже имеем примерное понимание – как и что будет стучать в нашем треке. Пора развернуть свои замыслы и идеи композиции!
С этого момента начните составлять музыкальную часть трека (кто-то из вас может даже сначала прокручивать голове примерную мелодию или какую-то музыкальную партию). В электронной музыке важную роль играет энергия трека. Эта энергия заключается в ударных и басе. Какая мощь заложена в этих элементах, такой силой и энергией будет обладать ваша композиция. Поэтому вашим следующим шагом будет басовая линия.
Важно, чтобы басовая линия трека звучала хорошо и с вашими ударниками.
В зависимости от стиля композиции меняется партия басов. Например, в хаус-музыке басовая линия используется для наполнения трека низкими частотами и энергией. При этом доминирующую роль играет мелодическая составляющая трека (synth, pad). В breaks или drum & bass доминирующее значение имеет бас, поэтому он должен быть выраженным особенно ярко и «разнообразным».
ДОПОЛНЕНИЯ/КОРРЕКТИРОВКА
На этом этапе потребуется добавить в трек некоторую динамику. Опять же все зависит от стиля трека – добавьте различные элементы в ГРУВ! Например, реверсированный Crash, или звуки (допустим, щелчки, шумы и тд). Советую так же проработать Sub-Bass.

ОСНОВНОЙ СИНТ
Вот теперь пришло время наворачивать мелодии и “накручивать синты”. Реализуйте музыкальную составлющую композиции. Для этого вам требуется выбрать любой понравившийся синт и наиграть на миди-клавиатуре (или на клавиатуре компьютера) мелодую, которую вы хотели слышать в треке. Теперь у вас есть миди-дорожка мелодии – можете приступить к “накручиванию” синтезатора. Грамотно крутя ручки и меняя значение осциляторов, фильтров и эффектов, добейтесь требуемого звучания. Можно, конечно, использовать стандарные пресеты (настройки) синта.
ВОКАЛ
Если в вашей задумке присутствует вокал, то записывать и вставлять его нужно именно сейчас. Как только вокал вставлен и подкорректирован, переходите к следующему шагу.

АТМОСФЕРА
Под атмосферой трека понимаются все мелодии и звуки, наполняющие трек, все окружение в нашей стереопанараме.

Основой атмосферы является создание падов (pad). Как правило пады базируются на одних (нескольких) нотах. Звук пада – это продолжительный звук, который заполняет собой пространство.
БАЛАНС ЗВУЧАНИЯ
Пришло время немного поработать с эффектами, обработками и громкостями. В дальнейшем мы подробнее остановимся на вопросе сведения (mixing). Основной смысл сведения заключается в грамотном баллансе всех инструментов композиции. Например, ударные должны быть четко различимыми, но при этом не чрезмерно громкими и не перекрывать собой другие инструменты; басс должен басить, но не заслонять собой всю стереопанараму и тд.
АРАНЖИРОВКА
После того как все важные компоненты трека готовы, приступайте к следующему шагу. Именно сейчас вы будете делать трек, который зазвучит в клубах и плеерах.
Есть 2 пути перенесения наших аудио и миди-клипов в режим аранжировки:
- После формирования всех сцен в режиме сессии нажмите кнопку Record и запустите сцены по порядку. Все клипы теперь находятся в режиме аранжировки и в том порядке, в котором они играли в режиме сессии.
- Переносите непосредственно все клипы из режима сессии в аранжировку. Я предпочитаю этот способ, так как он позволяет проще реализовать саму идею трека. Начните с основной части и последовательно раскройте весь трек.
Теперь пора переходить в режим аранжировки и корректировать элементы трека, а так же подгонять клипы в нужные позиции, добавлять различные эффекты и т.п.
Смотрите также статью: 22 Дельных Совета по Аранжировке Треков
Вы уже имеете полную версию нашего трека – можете переходить к следующему шагу.
ЭФФЕКТЫ
Современное написание музыки требует все более высокого качества звука и элементов. Грамотность музыкантов с каждым годом повышается и уровень продакшна растет. Соответственно количество различных элементов растет.

На данном шаге “отшлифуйте” вашу аранжированную композицию. Добавьте эффекты, эквализации, рисуйте кривые автоматизаций Ableton. В большей степени это касается breakdown-части (т.н. ямы).
СВЕДЕНИЕ (MIXDOWN)
После того, как вы «вылизали» композицию, добавили эффекты, дополнительные звучки, и она теперь звучит как готовый элемент, переходите к заключительному шагу – мастерингу.
Мастеринг (сведение) – это процесс, при котором мы добиваемся необходимого профессионального звучания, используя основные навыки работы с эквалайзерами, копрессорами, лимиттерами и пр.
Мастеринг – это заключительный этап написания музыки. Его можно назвать окончательной точкой в редактировании музыкальной звукозаписи.

Результатом мастеринга становится звукозапись – так называемая “мастер-копия”, – которая является основой для последующего тиражирования.