Здравствуйте, дорогие коллеги!

Прошу прощения за мое довольно долгое отсутствие. Известный человечески грех тому виной — лень. Но благодаря “отпуску”, я прочел достаточное количество отзывов от благодарных читателей, которые настоятельно подталкивали меня к возвращению в амплуа просветителя. =)

Спасибо вам, уважаемые читатели! Я признателен за проявленный интерес к ресурсу, и за то, что вы не дали мне заснуть! Я вновь принимаюсь за дело!)

А теперь, перейдем непосредственно к сегодняшней теме.

Заглавная картинка

В этой короткой статье я хотел бы рассказать вам о важности такого понятия в треке как динамика электронной музыки.

Словари гласят, что понятие “динамика” означает некий ход развития, изменение какого-либо явления или процесса под влиянием внешних факторов.

Если рассматривать ее в музыкальном контексте, то динамика трека обусловливается резкими или плавными изменениями различного характера в партиях инструментов. С классическим пониманием музыкальной динамики можно ознакомиться на Википедии

Эта тема кажется очевидной и само собой разумеющейся. Однако большинство начинающих саунд-продюсеров с динамикой трека работают весьма вяло. Особенно на первых парах. Все-все это проходили. =)

Встречали ли Вы примерно такую ситуацию: трек сделан на приличном уровне, он громкий, партии инструментов хороши, звуки — сочные, мелодия на высоте, и соло ничего, но… чтож-такое то! Слушать как-то не интересно!

“Нет души” — скажет опытный слушатель, брюзга и эстет. “Нет дыхания” — повторит ему какой-нибудь опытный DJ Bubka-Gop, записавший “ни один десяток лэйблов”. И оба засранца правы. И они говорят о динамике. О изменениях, которые привносят в трек пульс и дыхание.

Итак, какие виды изменений используют в треках? Я разделяю динамические манипуляции в треках на три условные взаимосвязанные категории, которые можно представить в виде трех ярких метафор: “плоть”, “дыхание”, “пульс”.

“Плоть” трека — это инструментальные партии.

Динамическое развитие мелодии

Для того, чтобы сама плоть музыки была действительно интересной и живой, производятся следующие действия:

  • На протяжении всего трека развивается и (часто) видоизменяется мелодия, ритмический рисунок, инструментовка трека;
  • Трек обеспечивается хорошей структурой, в полной мере раскрывающая все богаство эмоций;
  • Трек снабжается оригинальными сбивками в конце квадратов перед знаковыми структурными элементами;
  • Уделяется внимание самим инструментам. Чтобы они звучали живее уделяется внимание параметру “velocity” каждой ноты, чтобы передать нужные акценты, чтобы сами ноты звучали бы то громче то тише, то прозрачней, то плотнее — так, как это получается само собою у живых музыкантов. (Для этого эффекта проще сыграть партию инструмента на Midi-клавиатуре, чем пытаться “эмулировать” эти нюансы в ручную);
  • Ритмический рисунок инструментальных партий то немного опережает, то запаздывает перед строгими математическими сетками такта для придания “свинга” или “грува” (Тоже помогает midi-клавиатура и drum-пады);
  • Вносятся специальные звуковые эффекты перед вступлением “припева” или “брейка”, и т.п.
  • И т.д.

 

…проделывая все это, вы работаете непосредственно с плотью трека, инструментальными партиями.

И это — тот уровень работы, который худо-бедно постигается новичками в первую очередь. Однако, без миди-клавиатуры, результат, как правило не слишком убедительный. Так что смело рекомендую ее для новичков в качестве первой своей серьезной покупки для домашней студии.

Далее мы обсудим “Пульс трека”.

“Пульс” — это так называемая “вертикальная” динамика трека.

К этой категории я отношу достаточно резкие и быстрые изменения в характере звука, которые происходят с частотой равной или превышающей bpm трека (bpm — “beats per minute” — удары в секунду).

К эффектам вертикальной динамики относится, например, эффект “sidechain”  — компрессора, который срабатывает только во время звучания определенного звука, например — удара бочки.

Этот эффект — излюбленный прием продюсеров хаус-музыки. Он привносит в трек так называемый “кач”. Каждый удар бочки как будто “продавливает” в полотне инструментов небольшие ямки, в которых звук определенных инструментов или баса немного приглушен.

В результате грамотного подбора длинны и интенсивности данного эффекта, в треке образуется эффект “кача”, своеобразного “пульса”. Иногда, впрочем, этот эффект делают в ручную — рисуя “провалы” в уровне громкости того или иного инструмента вручную. см. рисунок ниже)

Пример горизонтальной и вертикальной динамики

Что еще делают для оживления вертикальной динамики трека, и что можно к ним отнести?

  • “Провалы” в полотне инструментов,  глушение ненужных шумов между музыкальными фразами с помощью эффекта Gate(Например, обрезаются ненужные “хвосты” от эха между ударами барабанов, перкуссии, баса, и т.д.);
  • Быстрый, пульсирующий Auto Pan (для создания эффекта объема и дрожания звука);
  • Ритмические “булькающие” эффекты LFO на определенных синтезаторах (Вспомните дабстеп с его невообразимыми басовыми выкрутасами);
  • Тремоло-эффекты.
  • Компрессия пиков в треке (мы их “придавливаем”), достижение нужного RMS при помощи многополосной компрессии и максимайзера на этапе мастеринга ;
  • Целый комплекс мер, в том числе и сложная обработка высоких, средних и низких частотных диапазонов отдельными компрессорами, гейты, ревер, не брезгуют тут и тпипичными приемами “горизонтальной” динамики;
  • Любые меры по оживлению партий инструментов при помощи резких и быстрых колебаний в автоматизации трека;
  • И т.д.

Как видите, здесь очень много ходовых фишек. При этом список наверняка не полный. ;)

Мы обсудили манипуляции с “плотью” и “пульсом” трека. Теперь поговорим о “дыхании”. Я называю “дыханием” так называемую “горизонтальную динамику”. Это те изменения, которые происходят гораздо медленней bpm микса, и перетекают из такта в такт.

Что делают для оживления динамики трека при помощи “горизонтальной динамики”?

Горизонтальная динамика

  • Более или менее значительная автоматизация темпа трека. Во время спада напряжения темп может уменьшаться, во время подъема — увеличиваться;
  • Автоматизация уровня громкости отдельных инструментов. Во время насыщенного фрагмента трека определенные инструменты могут слегка “притихнуть” для того, чтобы дать пространство для остальных звуков, а затем вновь заиграть громче (см. рисунок выше);
  • Использование различных SFX эффектов с автоматизацией, для связки и подчеркивания переходов в иной структурный элемент композиции. К нему относится, конечно, небезызвестный sweep, звуки реверсированной тарелки перед началом активной части трека, и т.д.
  • Автоматизация send/return эффектов, других примочек, плавные (или не очень) изменения в параметрах инструментов по ходу композиции, и т.д.
  • Увеличение компрессии определенного звука с одновременным постепенным увеличением его громкости (сильная психическая атака на слушателя! Излюбленный прием Трента Резнора, лидера Nine Inch Nails);
  • И т.д. я думаю, вы сами сможете с легкостью продолжить этот список…

Итак, я перечислил в данной статье некоторые приемы и вертикальной и горизонтальной динамики, которые призваны внести в вашу электронную музыку “дыхание”, “пульс”, “плоть” и даже душу. =)
Применение всего арсенала работы с саундом имеет очень сильную степень воздействия на заинтересованность и эмоции слушателя, поэтому… ну не надо ими пренебрегать, и вы будете адски круты. =)

С другой стороны, если вы не пишете музыку о унылом тоталитарном государстве, власти машин и фюрерров, о неминуемой гибели человечества… тогда бездушность и “квадратность” музыки, острые углы, безжизненность и отсутствие всякой “динамики” будут весьма концептуальным решением!… впрочем — все равно довольно спорным…

На сегодня все!

Спасибо за Внимание! С Вами был Wolfframe

Удачи Вам в музыкальных экспериментах, и пишите, если что!

Похожие записи

1 комментарий. Оставить новый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню
Adblock
detector