Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я представляю вашему внимаю статью Алексея (Laofonk) Клейна, музыканта, гитариста, профессионального аранжировщика. В ней он разберет и опишет очень важный и серьезный девайс Drum Rack, который является, пожалуй, самым активно используемым инструментом в Ableton Live.

Алексей является активным и опытным пользователем программы Ableton Live, и не раз был замечен мной в оживленных дискуссиях в тематических группах, где показывал высокую степень осведомленности, поэтому я несказанно обрадовался, когда он вызвался написать статью для сайта wolfframe.com. А теперь я с радостью делюсь ею с вами.

Итак, приятного вам чтения! Не забудьте поделится своими соображениями и впечатлениями в комментариях к статье.

С Уважением, Дмитрий Вольфрам

 


Drum Rack — Стойка Ударных.

Впервые загрузив Drum Rack на миди-дорожку, вы увидите в его интерфейсе пустые ячейки с буквами и цифрами, а слева от них — столбик с мелкими квадратиками. Пустые ячейки с буквами и цифрами — это пэды с названиями нот и номерами октав (например A1 означает, что этот пэд будет запускаться нотой «ля» первой октавы), а столбик с мелкими ячейками — это линейка предпросмотра всех пэдов Drum Rack’а с возможностью их прокрутки. Темной рамкой в столбике предпросмотра указывается выбранный в данный момент диапазон пэдов. Всего в Drum Rack 128-мь пэдов.

На каждый из пэдов Драм Рэка можно загрузить практически любой объект Live. Это может быть сэмпл, инструмент, пресет, эффект, и так далее… Но, в основном, Drum Rack используется для создания партий ударных инструментов — грувов, брейков, перкуссии. Для простоты разбирать его функционал мы будем как раз на примере ударных.

Загрузим в Драм Рэк четыре элемента на четыре любых пэда: бас-бочку, малый барабан, хай-хет закрытый и хай-хет открытый. Для этого достаточно перетащить семплы из браузера на нужные вам пэды. С этими ударными элементами мы уже можем написать полноценный барабанный рисунок в редакторе миди-нот Live’а или сыграть наш грув на миди-контроллере!

Обратите внимание, что каждый пэд с загруженным на него семплом начинает показывать следующие функции и характеристики:

  1. Название семпла или объекта, который вы загрузили на пэд. Вы можете редактировать нажатием Ctrl (Cmd) + R;
  2. М (Mute) — выключение/включение пэда;
  3. Кнопка Play — препрослушка звука;
  4. S (Solo) — солирование пэда.

Также, при наведении курсора мыши на пустой или с семплом пэд в его правой части появляется маленький кружок со стрелочками — это функция Hot Swap (быстрая замена). Ей можно воспользоваться, чтобы быстро заменить или найти семпл (или любое другое устройство) для загрузки на пустой пэд.

Элементы управления интерфейсом Drum Rack.

Снимок экрана 2015-12-10 в 10.05.07

  1. На самом верху слева рядом с названием вашего рэка (по умолчанию при покупке — «Drum Rack») находится стандартная кнопка включения/выключения устройства Device On/Off;
  2. Ниже неё расположена кнопка — селектор, открывающая макросы Show/Hide Macros Controls.
  3. Далее следует селектор, показывающий список цепей (Chains) рэка и внутренний микшер Drum Rack’а.
  4. Ниже — кнопка открывающая загруженный девайс (в нашем случае это будет симплер) для выбранного вами пэда.
  5. В самом низу находится стрелочка в квадратике — это функция Auto Select, которая автоматически переключает на тот пэд, который в данный момент времени получает миди-сообщение, отправленное с миди-контроллера или компьютерной клавиатуры. Это переключение происходит только тогда, когда вы предварительно включили отображение девайсов (см. пункт 4).

Макросы

Macros

Откроем макросы при помощи иконки Снимок экрана 2015-12-10 в 9.58.53. На каждый из восьми макросов мы можем назначить различные параметры устройств, воспроизводящих семплы или генерирующих звуки. К примеру, мы можем назначить на них каждую стадию ADSR-огибающей для каждого семпла в симплере. Можно назначить на Macro 1 — Attack (Атака), на 2 — Decay (Спад), на 3 — Sustain (Продолжительность) и на 4 — Release (Послезвучие). Ещё можно назначать на макросы параметры эффектов, которые можно ставить вслед за девайсами или группами. Если эффект помещен после девайса, мы можем щелкнуть на его параметр правой кнопкой мыши, и выбирать нужный макрос:

Снимок экрана 2015-12-10 в 14.03.24
Параметр Tone, девайса Overdrive можно назначить на Macro 1-8.

Цепи/внутренний микшер

Откроем список цепей при помощи иконки Снимок экрана 2015-12-10 в 10.11.37. Вот что мы увидим:
Снимок экрана 2015-12-10 в 11.39.03

А в элементах управления интерфейсом мы тут же обнаружим ещё три иконки, расположенные чуть ниже первых (см. скриншот).

Interface Controls

  1. I-O — селектор показывающий входы/выходы (In/Outs) для цепей;
  2. S — кнопка, показывающая сенды (Sends) на внутреннем микшере Драм Рэка;
  3. R — кнопка, открывающая список индивидуальных для этого рэка Return-цепей (возвраты). О них следует рассказать  подробнее.

Активировав Снимок экрана 2015-12-10 в 11.40.30, вы заметите, что под списком цепей и внутренним микшером снизу появилось ещё одно поле, призывающее кинуть на него аудио-эффекты (надпись «Drop Audio Effects Here»). Эти Return каналы можно использовать и для создания независимой от глобальных Return-каналов простой параллельной обработки различных отдельных элементов. Например, здесь можно создать Return-канал и повесить на него любой эффект на свой вкус. Реверы, компрессия, delay, и так далее… Я, к примеру, люблю вешать Beat Repeat и отправлять на него хай-хет и перкуссию для создания ритмических вариаций.

Но это еще не все. Сейчас я хочу рассказать о простом (и достаточно полезном) действии. Дело в том, что здесь можно сделать такую цепочку, которая сможет передавать аудио сигнал какого-либо ударного элемента на общие Return-каналы микса! Так выбранные нами ударные элементы смогут зазвучать в той же Reverb-среде, что и остальные элементы микса (например — перкуссия). Это очень полезно для целостности микса.

Return Drum Rack

  1. Кликаем правой кнопкой мыши по этому полю и выбираем Create Return Chain;
  2. Активируем иконку I-O, если она не включена;
  3. Справа от элементов управления микшером ретёрн канала в только что созданной цепи в маленьком окошечке, где написано Rack Output, кликаем лкм и выбираем нужный нам глобальный ретёрн. В моём случае, я выбрал A-Reverb | Track In.
  4. Не забудьте включить иконку «S», чтобы увидеть столбцы с посылами (Send-A, Send-B, и т.д.), с помощью слайдеров, появившихся и соответственно подписанных (Send-a, Send-b, Send-c и т.д.) во внутреннем микшере, мы можем отправлять разные сигналы на разные ретёрн каналы.

Элементы управления внутренним микшером Drum Rack

Mixer + I-O

Chain — название цепи, соответствует названию пэда. Если переименовать здесь — изменится и на пэде.

Vol — громкость цепи на внутреннем микшере в дБ (dB).

Pan — панорама.

Значок мегафона — активатор цепи — соответствует кнопке M — Mute на пэде.

S (Solo) — солирует цепь — соответствует кнопке S (Solo) на пэде.

Значок стрелочек в кружочке — режим быстрой замены.

Как уже писалось выше, при активации I-O на интерфейсе драм рэка в микшере появляются дополнительные элементы управления. Рассмотрим их подробнее.

Multi
Share и HH получают одну и ту же F#2 ноту. Они теперь находятся на одном и том же Multi-пэде.

Receive — переключатель входящей миди-ноты, которая запускает эту цепь. Иначе говоря, если мы изменим входящую миди-ноту, например, вместо С1 выставив В0, то и семпл, который целенаправленно был положен нами на пэд С1 «передёт» на пэд В0. Сам!

А вот если мы изменим входящую миди-ноту на ту, на которой уже стоит какой-нибудь другой семпл, то, во-первых, пэд изменит своё название на Multi (переименовать его уже будет нельзя), и во-вторых, при нажатии на пэд (и ноту в пиано-ролле) будет воспроизводится два звука единовременно!  Для чего это придумано? Конечно же для лееринга семплов. см. скриншот выше.

Note
HH (хай-хет) с Play, поставленным на A#2 стал звучать на 4 тона ниже.

Play — переключатель выходящей (слышимой) миди-ноты, которая будет звучать на самом деле, это своеобразное транспонирование (миди может воспроизводить звуки, высота которых не будет соответствует названиям миди-нот, на которые они назначены, для регулировки реальной высоты звука и создана графа Play). Иначе говоря, если вы измените здесь выходящую миди-ноту, например, вместо С3 выставите С4, то итоговый звук, который вы услышите, станет выше на одну октаву. По умолчанию, для всех выходящих миди-нот драм рэка выставлено значение С3. Эта нота всегда воспроизводит оригинальную высоту семпла.

Одинаковые Choke
Закрытому хайхету (HH) и открытому хай-хету (OHH) выставлено одинаковое значение Choke.

Choke предоставляет нам подавление накладывающихся друг на друга семплов. Это используется, например, для имитации игры реального барабанщика. Мы знаем, что при игре на реальной барабанной установке с одним хай-хетом физически невозможно сыграть звук открытого и закрытого хай-хета одновременно. И, сколько бы не звучал открытый хай-хет, он моментально прервётся, как только музыкант нажмёт на педаль и/или не сыграет по закрытому хету. Также, невозможно сыграть обычный удар в малый одновременно с римшотом. Чтобы это правило работало и в программной среде, разработчики из Ableton придумали эту мелочь: для этого у двух «конфликтующих» инструментов нужно выбрать одинаковый номер в выпадающем по нажатию левой кнопкой меню «Choke». Для хай-хетов, например, выберем 1, для малого (если есть разные семплы) — 2, для звука райда, сыгранного по краю тарелки и удара по беллу — 3 и т.д., сколько необходимо.

Приоритет звучания семплов с одинаковым Choke-номером будет действовать по следующему принципу: звук, который был запущен первым, будет прерываться последующим за ним звуком в партии. Всего можно назначить 16 разных групп choke-подавления, не зависящих друг от друга.

Снимок экрана 2015-12-10 в 13.27.34

Audio To меню активно только для внутренних Return-каналов, и оно определяет куда будет отправлен аудио сигнал — либо непосредственно на выход Drum Rack’а (Rack Output), либо на одну из Return-дорожек всего микса (A-Reverb, B-Ping-Pong, и так далее).

Функции контекстного меню поля списка цепей

Chains_Context_Menu

  1. Show Names In MIDI Editor — показывать названия цепей в миди-редакторе. Если эта функция включена, то после того, как мы нажмём в миди-редакторе кнопку fold, в пиано-ролле будут отображаться названия цепей в зависимости от зон действия каждой из них (kick, snare и так далее).
  2. Create Chain — команда создаёт пустую цепь, триггером которой по умолчанию выбирается нота С1. Если у нас на этом пэде уже что-то стоит, то пэд превратиться в мультисемпловый, как писалось выше.
  3. Extract Chains — извлечение цепи из Drum Rack’а. Если вы привыкли, чтобы каждый инструмент барабанной установки был на отдельной дорожке или просто хотите перенести группу перкуссии на отдельный миди-трек, вам не придётся создавать его, а потом копировать миди-клип(ы), потом убирать из них лишние ноты, нет! Программа сама всё сделает за вас! Вам нужно щёлкнуть по цепи (с зажатой клавишей Shift можно выбрать несколько цепей) или группе цепей, подлежащих извлечению, затем правая кнопка мыши, выбрать из контекстного меню Extract Chains и вуаля: программа автоматически создаст MIDI-трек с Drum Rack’ом и Midi-клип(ы) с нужными нотами.
  4. Sort Chains — сортирует цепочки. Устанавливает порядок расположения цепей, согласно порядку миди-нот, которыми они запускаются, сверху вниз.
  5. Вы также можете покрасить ваши цепочки различными цветами для наглядности.

Девайсы (устройства).

Я не стану здесь описывать элементы управления различными девайсами (устройствами) Live, обращу Ваше внимание только лишь на одну маленькую, но крайне полезную фичу. Допустим, мы загрузили несколько семплов в драм рэк и хотите, чтобы миди-ноты были максимально чувствительны к силе нажатия на пэд — velocity. Для этого мы активируем отображение девайсов, выбираем нужную цепь и выставляем значение Vel>Vol на максимум, или где-то на 70%. Теперь, если нам нужно, чтобы все семплы, загруженные в рэк, были максимально чувствительны к нажатию, то просто кликаем по этому же параметру пкм и из контекстного меню выбираем Copy Value To Siblings, что означает «скопировать значение для собратьев». :) Эта фича работает почти со всеми параметрами разных устройств.

Группировка цепей

Как и различные миди и аудио каналы можно группировать в Live, в Drum Rack так же можно группировать и различные цепи с помощью клавиш  Ctrl (Cmd) + G. Допустим, классический набор ударных (бочка, малый, томы, хет и тарелки) можно сгруппировать в одну группу и обработать её всю какими-либо эффектами (например компрессия, эквалайзер, сатурация); перкуссионный сет также можно сгруппировать отдельно и так же, независимо от первой обработать эффектами.

Индикация

Во время работы с Drum Rack обращайте вниманией также на индикаторы.

Снимок экрана 2015-12-10 в 13.48.29

1. Слева от Drum Rack находится индикатор поступающих с миди-контроллера или компьютерной клавиатуры миди-сообщений.

Снимок экрана 2015-12-10 в 13.50.24

2. Во внутреннем микшере, в том числе и в микшере внутренних ретёрн-каналов, присутствуют индикаторы громкости для каждой цепи/группы.

Снимок экрана 2015-12-10 в 13.51.07

3.  Справа от Драм Рэка есть общий для всего рэка индикатор громкости (впрочем, как и у любых других девайсов):

Полностью готовый Драм Рэк можно сохранить как пресет в пользовательскую библиотеку под оригинальным именем. Для этого воспользуйтесь иконкой с дискетой: Снимок экрана 2015-12-10 в 13.52.53

 


От автора: Как и любой творческий человек, я всегда ищу нестандартные пути сочинения музыки, аранжировок, мелодий. И меня всегда привлекала идея сочинения музыки с точки зрения барабанщика или — говоря более широко — ритма с использованием заранее записанных звуков — семплов. С помощью драм рэка я открыл для себя очень клёвый креативный подход в написании: помимо загрузки в рэк основных строительных элементов ритма — бочки, малого, тарелок — я загружаю в него уан-шоты различных синтезаторов — аккорды, басы, арпеджио, отдельные ноты в разных октавах; вокальные семплы, необычные перкуссии из семпл-паков и созданные самостоятельно. И затем в редакторе миди-нот я пишу полноценную композицию, как если бы это была барабанная партия. Получается очень прикольно. Мне очень нравится такой подход. Он напоминает мне, как ранние хип-хоп исполнители создавали свои хиты — брали семплы из разных источников и сочетали их вместе.

Похожие записи

3 комментария. Оставить новый

  • Entoni Quartz
    03.10.2018 14:51

    Мне очень понравилось! Узнал много интересного про Драм-рек, огромное спасибо автору и сайту!

    Ответить
  • Спасибо за подробное описание)

    Ответить
  • Очень приличное описание. В лаконичной форме полная информация. Спасибо.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню
Adblock
detector