Введение

Грув (еще его часто называют «свингом») — это название такого ритмического эффекта, который заставляет музыку «плавать» и создает ей эффект «движения», упругости. Он достигается путем небольших временных подвижек и неточностей в ритмических рисунках двух и более музыкальных партий. Эффект грува традиционно более полно достигается благозвучным «заигрыванием»,  барабанных ритмов и баса, — они то отстают, то опережают друг друга, однако не должны переходить некую грань, которая бы превратила эти «подвижки» в неудобоваримое месиво. Самый сильный эффект грува, конечно, достигается живыми коллективами. Преимущественно — джазовыми.

Как ни крути, живому барабанщику далеко до точности метронома. Удары, — по бочке, ли по хай-хету, или по рабочему барабану, — всегда то запаздывают, то опережают математически точное положение нот в такте. Вы можете убедится в этом, выкроив барабанной партии живого барабанщика какой-нибудь подходящий «loop» (петлю, семпл для зацикливания), и вставив ее в Ableton. Это легко можно увидеть:

Этот отрывок (второй такт из песни «Rolling» группы «Soul Coughing») демонстрирует нам запаздывание отдельных ударов от математической сетки, однако дальше без труда можно найти и фрагменты, где барабанщик слегка опережает ритм.

Не смотря на всю кажущуюся «неправильность», партия, сыгранная живым барабанщиком звучит гораздо интереснее, нежели механические, математически точные перестукивания драм-машинок. Разработчики последних, кстати говоря, это прекрасно понимали, потому еще в восьмидесятых в них появилась опция «random». Подкручивая специальное колесико, можно было изменять степень «кривизны» отдельных элементов бита, и тем самым добиваться их «очеловеченности» («humanize»). Так что небольшую «кривизну» в бите ценили и ценят за выразительность и способность нести в себе ценный для музыки эффект — «грув».

Groove Pool

Поэтому в Ableton Live была внедрена функция «очеловечевания» и «расскачивания» партий инструментов, и функция эта представлена в окне «Groove Pool», которую не сразу найдешь, а если найдешь — то не сразу понятно, что в ней и как. Посмотреть Groove Pool можно, если щелкнуть на круглую иконку с двойной волной в левом нижнему углу браузера Ableton, и у вас слева появится диалоговое окно, которое выглядит вот так:

Вид groove pool
Groove Pool воочию

 

Щелкнув правой кнопкой мыши в этом окне, вы увидите пункт «Broowse Groove Library», который при активации покажет вам всю библиотеку грувов непосредственно в файловом браузере:

Самый простой способ использовать грув в Ableton

Самый легкий способ начать использовать грувы — просто перетащить какой-нибудь шаблон из броузера на какой-нибудь миди-клип или аудио-loop в вашем сете, и это сразу же приведет к изменениям во временных характеристиках их нот (см. рис.) Вы это услышите.

Кстати, можно и полюбопытствовать — что из себя представляет тот или иной грув. Если вы перетащите грув из браузера на пустую midi-дорожку, то он отобразится на ней в виде миди-клипа. Вы можете посмотреть, как одна-единственная нота, «сигнал» служит для передачи временных задержек грува и силы нажатия ноты.

Но я советую вам искать шаблоны грувов эффективно и быстро — нужно войти в «Sample View/Note Editor» (он появляется внизу экрана), и в окошко слева, которое называется «Clip». Вы увидите блок, отвечающий за активацию грувов:

Clip View - окошко где активируется грувы в Ableton

Здесь нужно включить кнопку «быстрого подбора» «Hot-Swap button» (загорается круглая кнопочка с крестиком), и затем вы имеете возможность, пока проигрывается ваш клип или семпл, листать и выбирать грувы, и сразу же слышать результат применения того или иного шаблона у себя в проекте. Режим «быстрого подбора» также может включатся и в Groove Pool — круглая кнопка с двумя вращающимися стрелками.

И вот еще что! Одно важное замечание: вы можете использовать грувы на аудио файлах при условии, что у них включен варпинг «warping», или временная разметка, которая помогает синхронизировать его с темпом проекта. «Грув» в аудио файле работает только благодаря этим временным маркерам.

Изменяемые Параметры

Однако ни одними шаблонами богат Ableton. в нем также можно изменять грувы по вашему желанию.
В нашем распоряжении несколько параметров:

Изменяемые параметры грува в Ableton

  1. Base (основа) — определяет временное разрешение, интервалы, относительно которых будут совершены подвижки «нот» грува (к каким долям такта будет привязка). К примеру, 1/4 означает, что позиции «нот» в файле, обработанном данным грувом будут примыкать к каждой ближайшей четвертной отметке временной сетки, и все ноты в любых клипах, которые привязаны к данному груву, также будут придерживаться этим параметрам. Однако, ноты грува, которые стоят точно по временной сетке (точно на 1/4), затронуты не будут;
  2. Quantize (квантизация) — регулирует величину «прямой» квантизации, которая применялась до применения грува. На значении 100%, ноты клипа будут прибиты к ближайшим значениям, выбраным в «Base». Если поставить 0%, то изменений не будет;
  3. Timing — регулирует интенсивность эффекта шаблона грува на временную составляющую любых использующих его клипов;
  4. Random — добавляет случайные отклонения по времени. Низкие значения могут применяться к электронным лупам для придания «живости» звучанию (humanize);
  5. Velocity (чувствительность) — определяет, насколько ноты изменяемого клипа будут соответствовать заложенной в груве информации о силе нажатия каждой ноты. Этот слайдер может изменять значения от -100 до +100. При отрицательных значениях эффект чувствительности грува будет перевернут, и громкие ноты будут звучать спокойнее и наоборот;
  6. Amount (глобальный параметр) — определяет общее воздействие параметров Groove на клип. Обратите внимание, что слайдер увеличивается до 130%, что позволяет немного «преувеличивать» эффект грува.

Конечно, сразу въехать во все эти возможности может и не получится. Поэтому я рекомендую вам вдоволь поэкспериментировать со всеми этими ползунками.

Кстати, каждый грув, настроенный по вашему вкусу, можно сохранить в библиотеке грувов под своим именем. Сделать это можно нажав на значок дискеты, который находится левее параметра «base» сохраняемого грува.

Создание собственного грува с нуля

Самой захватывающей фишкой является возможность программы сканировать и запоминать грувы любого семпла или миди-паттерна, который вы только не пожелаете привнести в Abletone. К примеру, вы записали, как настукиваете некий ритм на столе. Из полученной записи вы можете сделать loop наиболее удачного момента, а затем положить его на аудио-дорожку в Ableton. Щелкнув левой кнопкой мыши на данный семпл, вы выбираете пункт «extract groove»:

И все — теперь все ваши «человеческие» ритмические особенности сохранены в виде шаблона в Groove Pool!

Теперь вы владеете «грувом»!

Вот пока все, что я хотел бы сообщить насчет грувов в Ableton Live. Надеюсь, информация была полезной.
Экспериментируйте! Шаблоны грувов и ваши собственные ритмические наброски таят в себе великое множество возможностей для творчества! О некоторых из них мы поговорим с вами в следующих статьях.

А пока — позвольте снова вам пожелать удачи и творческого вдохновения!

Искренне Ваш, Дмитрий Вольфрам.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню
Adblock
detector