Неважно где я нахожусь: выступаю ли за рубежом, прихожу на какую-либо вечеринку, или снимаю новое видео где-нибудь в Лондоне (это, кстати, довольно часто случается в последнее время, угу), везде найдется человек, который подойдет и спросит у меня какой-нибудь совет по поводу создания музыки.
И наиболее частый вопрос, который я слышу, звучит примерно так: «Когда же, блин, я, наконец, почувствую, что закончил трек? У меня никогда не получится завершить этот чертов трек!»
Ответ на этот вопрос может быть по-настоящему простым, и, скорее всего, поначалу он вам не понравится. Услышав его вы запросто подумаете что «он, %лядь, что, издевается?!»
Ну, я предупредил. Вы и теперь действительно хотите его услышать, этот ответ?! Окей, вот он! Раскрываю самый оберегаемый секрет, помогающий любому продюсеру своевременно и легко завершить трек и при этом добиться более впечатляющих результатов.
Звучит он так: ПРОСТО ПРИКАНЧИВАЙТЕ ЭТОТ ТРЕК СКОРЕЕ!!!
Я уже слышу, как люди произносят это свое знаменитое «пфффф», и разочарованно вздыхают. А кое-кто уже намеревается закрыть окно с этой статьей! Однако, не спешите пока. Объяснение не заставит себя долго ждать.
Давайте просто поразмышляем: что в действительности мешает нам закончить трек?
Часто нам мешает весьма типичная психологическая установка, которая звучит примерно так: «Уж если я начал этот трек — значит мне необходимо его закончить! Как бы тяжело мне не было. Не зря же я его начинал? Пока трек не готов в полной мере, пока каждая его деталь не доведена до блеска, я не могу приступить к следующему треку! Трек все еще не идеален, я продолжу работу над ним, пока не получится конфетка, которую я, несомненно, заслужу этой своей усидчивостью! Я жду! Вдохновение, прийди!!! НУ, РОДИМЫЙ, ДАВАЙ, ДЕЛАЙСЯ КЛЕВЫМ!»
Почему же эта самая «конфетка» далеко не всегда ожидает нас после упорного и изнурительного труда?
Все просто — как и все люди, мы все имеем тенденцию очень легко повергать себя в скуку. Психологически нам просто необходимы перемены! Мы жаждем новых впечатлений, движения! Мы не хотим монотонности! Каким же скучным и серым становится мир, лишенный каких-либо изменений! Изменения и перемены так же естественны как смена времен года. (И все мы прекрасно знаем то чувство ожидания весны после долгой-долгой, холодной, неуютной и порядком надоевшей зимы!)
Часто перемены бывают долгожданными. Это тоже так естественно: долгожданная смена сезона, долгожданная новая железяка в студии, долгожданная вещица, долгожданная одежда, машина… И мы прекрасно усвоили модель: жди — и, быть может, получишь! (А многие люди так вообще проводят целые жизни в режиме ожидания, при этом изо дня в день приходя на работу, от которой тошнит и делая каждый день одно и то же…)
Во время долгой работы над треком мы, сами того не замечая, на определенном этапе: а) Повергаем себя в скуку; б) Впадаем в летаргию ожидания что вот-вот что-то в треке чудесным образом поменяется; в) Потихоньку начинаем испытывать тошноту и неприязнь к треку; г) Привносим в творчество РУТИНУ, тем самым просто вставляя себе палки в колеса.
Так, давайте ближе, ближе к нашей привычной музыкальной возне. Когда вы начинаете писать трек, прежде всего вы раскладываете биты, затем, скорее всего, наполняете их прикольным басом, или крутите ручки своего синтезатора, и звук постепенно становится реально крутым и ядреным, и все это может зазвучать перспективно и очень вдохновляюще!
Затем спустя, может быть, пол дня работы, ваш набросок приобретает более определенный вид и начинают звучать более целостно. Это круто, чувак! «В скором времени этот трек станет совершенно убойным!»
Что касается меня. Я, например, обычно работаю с 4-мя или 8-мью тактами. Именно с более тщательной проработки этих зацикленных тактов и начинается построение всего трека. (Я думаю, еще со времен Atari абсолютное большинство композиторов работали и продолжают работать по одной и той же схеме, и вряд ли кто-либо придумал что-то более эффективное.) Вы зацикливаете вашу вещь на 4-ре такта, добавляете еще кучку более мелких вещиц по мере проигрывания, до тех пор пока все не зазвучит действительно круто, а затем вы начинаете выстраивать трек из этих элементов…
Спустя около 4 дней упорной и изнурительной работы, постоянного проигрывания этих 4-х тактов и их вариаций (или, быть может, вы умудрились построить еще 2 минуты этих самых тактов с различными изменениями?), вы обнаруживаете, что как будто кто-то злой и беспощадный подкрался, и жестоко заблокировал поток ваших идей. Исподтишка наложил адское заклинание порчи. Теперь все звучит совсем не так вдохновляюще как когда-то! Трек начинает быть обузой. И он становится для вас мертв. Он становится скучен. «Пфффф… я слышал эту херню так долго, что меня уже тошнит от нее… это никуда не годится, я устал…»
Да, как только вы достигли этого состояния, ваш трек, скорее всего, уже никогда не будет закончен. И вы закидываете этот трек в «долгий ящик» и затем, с чувством глубокой неудовлетворенности и с полным отсутствием чувства самореализации начинаете все заново.
Теперь, когда я подробно расписал все симптомы болезни, перейдем к врачебным рекомендациям и непосредственно лечению =)
Решение подобных проблем заключается в том, что нам просто необходимо избежать этого самого дурацкого чувства утомленности и полнейшего неприятия своего трека. Вы даже близко подходить к нему не должны! Как только вы почувствуете это состояние — все, приехали! Забудь о треке, мужык, отложи этот терзающий тебя трек в сторону, передони, начинай делать что-то новое! (Ну, не обязательно уничтожать этот трек… Может быть спустя какое-то время что-то подтолкнет вас, вы вспомните о нем, и заново открытый проект покажется вам вновь свежим и вдохновляющим… это нормально, это хорошо…)
У меня был очень интересный опыт, который раз и навсегда изменил мое отношение к написанию электронной музыки. Как-то раз было такое времечко, что мне срочно нужны были деньги… Я не буду вас утомлять деталями относительно того как я оказался в таком положении. Просто у меня не было НИХРЕНА, и делать с этим было нечего… занять не у кого… приплыли. Все что у меня было — это моя маленькая домашняя студия и любимая, очень вдохновляющая девушка.
Ок, и я тогда подумал о том, что неплохо было бы подзаработать на том, что есть. Лучшее на что я могу быть способен — это сделать в самое ближайшее время несколько релизов.
Я подсчитал, что для того, чтобы получить то что мне надо, мне необходимо, скажем, 2 релиза законченных в течении двух недель. Я не должен слишком заморачиваться над ними, я просто должен закончить эти треки!
И я их сделал! Более того — я смог разогнать себя до совершенно небывалых темпов — я поставил себе условие заканчивать новый трек каждые 2 дня. Неважно как, после двух дней после того, как я начинал над ним работу, я записывал его на кассету, ставил точку. И приступал к следующему. Таким темпом я смог предоставить 2 новых жирненьких релиза на свой звукозаписывающий лейбл, после того как потрудился над этим всего 2 недели.
Я ни разу не заморачивался ни над одним треком, я делал их простыми. Мне даже как-то сказал кто-то: «мужык, ты делаешь не треки, ты делаешь длиннющие грувы!»
И это было правдой — я делал грувы, а не песни. Если я ставил себе условие заканчивать каждый трек каждые 2 дня, то лучшей тактикой было — не перерабатывать их, не усложнять. Это получались грувы, да. И их оказалось вполне достаточно, чтобы убедить лэйбл выпустить мои вещи.
Представляете, спустя те самые 2 недели я прибыл в офис Work Records, проиграл им 8 треков того, что вы можете услышать на сборниках Samplitude 1 и 2. И, удивительно, все эти вещи круто продались и воспринялись на ура, а у меня появилась возможность заплатить за ренту, буахахаха…
Итак, я рассказал вам все. Вы услышали мое мнение.
Ничто не может быть более простым и эффективным для решения ваших проблем, чем то, что я описал здесь. Спросите любого другого продюсера или ди-джея, они, скорее всего, скажут вам, что у них был похожий опыт. Вещи, которые были сделаны за более короткий промежуток времени практически всегда наиболее любимые и наиболее лучшие их вещи!
Помните старый добрый KISS-совет, и всегда вспоминайте его перед созданием треков. «KISS» расшифровывается так: Keep it Simple and Stupid. (ДВПИТ: Делайте Вещи Простыми и Тупыми. — прим. Wolfframe)
Не наказывайте себя каторгой, о которой я писал выше. Не старайтесь сделать САМОЕ ЛУЧШЕЕ НА ЧТО Я СПОСОБЕН, не взваливайте на себя миссию создания трека всех времен и народов! Это настолько амбициозные планы, что вы пригвождаете себя, и в итоге никуда не двигаетесь. Ваш самый клевый и шедевральный трек придет, и он обязательно приходит, но просто помните о том, что творчество не может быть принудительно направлено не в то русло, в которое оно захотело устремится, и что оно не терпит скуки и рутины! Дайте треку вести вас, а не наоборот.
Я говорил это ранее, и я говорю это сейчас, если вы начале делать хаус-трек и он вдруг собрался отправится в дебри D’b’B, что ж, отпустите его, не зажимайте! Если вы захотите насильно удержать трек от этого шага, то трек, скорее всего, вообще никуда не захочет пойти и «помрет» у вас на руках. Если же вы дадите ему чуточку самостоятельности, не будете препятствовать его выкрутасам, то, вполне может быть, этот трек станет самым лучшим вашим творением за долгое-долгое время!
У меня все! А теперь идите и начинайте создавать музыку. И я, пожалуй, пойду и займусь тем же самым.
Как всегда, ваш покорный слуга,
Olav *finishitgoddamnit* B.
Примечание Wolfframe: Это — вольный перевод (можно сказать даже — ремикс) вдохновляющей статьи «How to finish a track» известного Dutch house продюсера Olav’а Basoski, с сайта: http://www.olavbasoski.nl/?page_id=182 Сама по себе статья была несколько затянутой, однако содержание мне приглянулось. Во время перевода я обнаружил, что кое-какие абзацы вообще можно пропустить, а некоторые просто необходимо переформулировать, иначе меня бы забросали банановыми шкурками. В итоге, образно выражаясь, я оставил от статьи самый сок, добавил слегка своих ингридиентов, но только чтобы подчеркнуть основу. Смысл, конечно же, остался прежним. Надеюсь автор простит меня. =)
3 комментария. Оставить новый
Полностью согласна. Но для меня трек готов, когда я чувствую, что уже ничего не привнесу нового и эмоционально пережила все что можно было с этим треком. После этого вещь идет либо на мастеринг, либо в в папку “drafts”.
Хорошая статья :) Спасибо !
Согласен,приторно не значит вкусно.