image

Правильно выполненная компрессия (от англ. compress — сжимать, сокращать) привнесёт в ваши миксы большую чёткость и мощь. Правда, в случае “перегиба” она может лишить жизни некогда блестящий трек.

Для звукоинженеров компрессия всегда была и, видимо, будет одной из самых трудных операций в виду сложности овладения оной и правильного ее применения. Компрессия — это тот элемент, который отделяет настоящего мастера от мелкой сошки.

В ранних версиях Ableton Live было два компрессора: Compressor I и Compressor II. В седьмой-восьмой версии программы оба девайса были совмещены в новом, который стал называться просто «Compressor» и включил в себя не только функции своих предшественников, но также и много других добавочных возможностей.

Однако перед тем как мы займёмся изучением его деталей, давайте рассмотрим основы самой компрессии.

Что такое компрессия?

Если вкратце, то компрессор — это устройство, которое автоматически понижает уровень проходящего через него звука.

Возьмём для примера рекламные ролики по ТВ: вы наверняка замечали, что они звучат громче, чем передача, которую вы смотрите. И это не плод вашего воображения, это истинная правда! Реклама транслируется громче, чтобы привлечь ваше внимание. Однако в итоге это лишь вынуждает большинство из нас взять в руки пульт либо вообще уйти из комнаты, проклиная сраных телевизионщиков.

Но представьте, что вы приобрели такую вещь, которая сама убавляет громкость телевизора, будь там хоть самая оглушительная реклама. Здорово, не правда ли? Это устройство выравнивало бы уровень звука рекламы с громкостью телепередач, а также ослабляло бы резкие шумы, скажем, взрывы автомобилей, чтобы ваши соседи не просыпались посреди ночи. Ваша воображаемая покупка и есть компрессор.

Итак, вы выходите из дома и покупаете этот компрессор для телевизора. Подключаете его, но прежде чем он начнёт работать, вам нужно произвести кое-какие настройки. Во-первых, это уровень запуска. Вы устанавливаете его на такое значение, при котором устройство должно начать понижать громкость звука. Выставьте его на величину, чуть большую, чем громкость вашего ТВ-шоу — это гарантирует, что компрессор не заглушит шоу совсем. Однако, как только начнётся реклама, её громкость будет выше уровня запуска, и компрессор включится в работу.

Следующая настройка, которую вы должны сделать, это установить величину подавления. Когда компрессор включается вследствие превышения уровня запуска, громкость сигнала будет понижена на величину подавления. Если она установлена на «бесконечность», компрессор снизит громкость до уровня запуска. Таким образом, рекламные ролики будут звучать на той же громкости, что и телепередача.

Третья настройка — это установка времени срезания, которое понадобится компрессору, чтобы снизить уровень звука после начала рекламы. Если его значение установлено на длительное время, например, пять секунд, компрессору потребуется пять секунд, чтобы снизить уровень аудио сигнала. В данном случае нам требуется срезать уровень звука рекламы в момент её начала, поэтому время срезания устанавливаем на 10 мс. Теперь уровень громкости рекламы снизится за десять миллисекунд, т. е. почти мгновенно.

Последняя величина — это время возврата, противоположное времени срезания. Здесь вы указываете, сколько времени понадобится компрессору, чтобы вернуть уровень аудио сигнала на прежнее значение после окончания рекламного блока. Вы же не хотите упустить ничего интересного в любимом шоу, поэтому выставляем этот параметр на одну секунду.

Вот и всё. Теперь вы сделали все необходимые настройки вашего компрессора. В течение 10 мс он снизит уровень звука рекламы, превышающий громкость ТВ-шоу, а когда реклама кончится, за одну секунду вернёт звук к нормальному уровню. Прекрасно!

Если вы уже видели компрессор, «железный» или программный, вы заметили, что в приведённом выше примере с рекламой мы заменили настоящие названия регуляторов вымышленными, более наглядными. Вот расшифровка: «уровень запуска» в действительности называется «Порог» (“Threshold”), понятие «величины подавления» относится к регулятору «Соотношение» (“Ratio”), а «время срезания» и «время возврата» — это «Время атаки» (“Attack”) и «Время восстановления» (“Release”) соответственно. Все эти регуляторы можно увидеть на компрессоре Ableton Live:

 

ScreenClip [8]

Многие думают, что компрессор делает звук громче. Но приведённый выше пример показал, что компрессор делает громкий звук тихим.

Тем не менее, звукоинженеры всё-таки применяют компрессоры для увеличения громкости.

Компрессоры сжимают динамический диапазон аудиосигнала, так что в среднем уровень может стать выше.

Представьте, что у вас есть аудиозапись с диапазоном громкости от -30 до 0 дБ. Если мы применим компрессию так, что каждый пик амплитуды свыше -10 дБ будет уменьшаться до -10 дБ, мы сможем затем повысить уровень всей записи на 10 дБ. Теперь у нас есть аудиозапись с динамическим диапазоном от -20 до 0 дБ, которая в итоге даёт ощущение намного большей громкости.

image

(Примечание: На скриншотах один и тот же фрагмент трека, было просто довольно сложно поймать точно тот же момент амплитуды, однако уже понятно, насколько выровнялся амплитудный диапазон =))

Понять принципы работы компрессора или для чего нужны те или иные регуляторы несложно. Намного сложнее определить, нужен ли вам компрессор, и если да, то как его настроить. Конечно, бывает тяжело сидеть и вслушиваться в какую-то часть своего микса, но иногда настроить компрессор так же просто, как увеличить амплитуду какой-либо частоты на эквалайзере или поднять громкость трека. Иной раз компрессия нужна, чтобы просто «сжать» громкость. Во время обучения лучше всего работать с высокими настройками (низкий порог, высокое «ратио»), потому что так компрессию просто гораздо легче услышать. На конечном же этапе работы лучше придерживаться меньших значений компрессии, пока вы точно не будете уверены в том, что делаете.

Порог (Threshold), соотношение (Ratio), время атаки (Attack) и время восстановления (Release)

 

Компрессию применяют для достижения двух основных целей: контроль над транзиентами (т.е. резкими изменениями в характере звука, скачками амплитуд) и сглаживание общей динамики какой-либо части трека в течение времени. Примерами, демонстрирующими обилие транзиентов, или скачков амплитуды, могут служить партии ударных и вокал. Удар барабанной палочки может быть чрезвычайно громким по сравнению с последующим протяжным отзвуком барабана. Вокал также тяготеет ко всем видам внезапных скачков, так как певец поёт с разной громкостью, редко стоит на месте или иногда слишком сильно выделяет какой-либо согласный звук.

2013-02-12 23.30.27

(На фотографии вверху изображены две пыльные ручки “упрощенной” компрессии микшера Yamaha MG102c, и рядышком с ними – график зависимости всего лишь двух параметров от положения регуляторов.)

Как же правильно выполнить компрессию звука с множеством скачков амплитуды? Способы приблизительно те же, что и в настройке компрессора для телевизора в приведённом ранее примере.

Вам нужно определить уровень сигнала, при котором вы желаете начать компрессию, какова будет величина компрессии в этой точке и как быстро должен отреагировать компрессор. Чтобы правильно установить порог (“Threshold”), вам необходимо видеть, в какой точке компрессор начинает обрабатывать ваш аудиосигнал. Для этого установите соотношение (“Ratio”) на максимум, время атаки (“Attack”) уменьшите до минимума, а время восстановления (“Release”) установите на 500 мс. Выставьте величину порога на самое большое значение и начните проигрывать аудиозапись. При максимальном значении порога аудиосигнал не сможет его превысить, и компрессор так и не включится в работу. Когда вы начнёте сдвигать порог вниз, вы заметите, что в определённой точке измеритель уровня подавления (“GR” — Gain Reduction meter) начнёт откликаться. Это значит, что вы дошли до такого значения порога, при котором некоторые скачки имеют достаточный уровень громкости для запуска компрессора. Продолжайте двигать ползунок порогового уровня вниз и вы увидите, что измеритель “GR” реагирует всё чаще, показывая на шкале большее ослабление сигнала.

Продолжая сдвигать ползунок “Threshold” в прежнем направлении, вы придёте к тому, что почти каждый элемент вашей аудиозаписи — и тихие звуки, и скачки — будут находиться за пороговым значением, что приведёт к безостановочной работе компрессора. Это значит, что компрессии слишком много, так как почти вся ваша звукозапись подвергается ослаблению. Верните порог к такой точке, в которой измеритель “GR” будет реагировать лишь на очень резкие скачки амплитуды.

Регулятор “Ratio” определяет величину компрессии, выраженную отношением уровня громкости на входе к уровню на выходе. Например, при соотношении «2:1» уровень звука, превысив пороговое значение на 2 дБ, на выходе будет уменьшен до уровня 1 дБ свыше порогового. А соотношение «4:1» означает, что прирост свыше порогового значения на 2 дБ на выходе превратится в +0,5 дБ относительно выставленного “Threshold”.

Нетрудно заметить, что вследствие больших значений “Ratio” звук становится тише либо совсем заглушается. Продолжая увеличивать компрессию данного трека, вам захочется увидеть как измеритель “GR” выбрасывает пики до самого дна своей шкалы. Однако учтите, что чрезвычайно сильное подавление, как -12 дБ и ниже, полностью лишит жизни ваш саунд, хотя изредка вам может понадобиться перекомпрессия какого-либо инструмента в качестве дополнительного эффекта.

Парой других регуляторов — время атаки “Attack” и время восстановления “Release” — определяют, как быстро начнётся компрессия после превышения сигналом порогового значения и как долго она будет длиться после того, как уровень сигнала упадёт ниже порогового. Как правило, небольшая величина времени атаки (5-10 мс) наилучшим образом сохраняет ощущение динамики (кликабельно) (т.е. разницы между громкими и тихими частями в музыке). Малое время атаки прекрасно подходит для ударных инструментов и перкуссии, а также для голоса. Большие значения параметра “Attack” часто используют для духовых, баса и инструментов с более протяжным звучанием, где нарастание громкости (крещендо) происходит так же медленно.

Время восстановления (“Release”), настроенное на большую величину, часто менее заметно в работе компрессора. Длительный «релиз» означает, что компрессия, начавшись, будет продолжаться в течение данного времени (в миллисекундах) после того, как уровень аудиосигнала упадёт ниже порога. Как правило, вследствие короткого времени восстановления компрессор будет вынужден неоднократно включаться и выключаться, и у слушателя появится возможность услышать чередующиеся контрасты, которые иногда называют «пульсацией» или «дыханием», а также искажения в низких частотах. Небольшие значения “Release” также прекрасно отразятся на звучании ударных инструментов и «слайсов» (нарезанных на куски аудиофайлов), где сигнал неоднократно пересекает пороговое значение.

На стадии экспериментов с компрессором вы, наверняка, заметили, что хоть мы и использовали все виды «подавления уровня», аудиосигнал не стал от этого тише — в действительности, он стал ещё громче. Причина кроется в нажатой кнопке “Makeup” (нижний правый угол модуля компрессора). Эта функция автоматически компенсирует величину подавления пиков и «вытягивает» общий уровень аудиосигнала. Несмотря на деликатную работу этой функции, может возникнуть ситуация, когда вам просто надо будет подавить «выступающие» за порог пики без повышения общего уровня. Для этого просто отключите эту функцию. Однако, вне зависимости от того, включена она или нет, вы всегда можете подстроить уровень выходного сигнала с помощью регулятора уровня.

«Колено» (Knee)

 

Регулятор “Knee” («колено», или «излом») так называется, потому что он устанавливает точку на графике компрессии, в которой кривая изгибается — «ломается». Чем выше значение «колена», тем больше округляется кривая. Это выражается в менее резком подавлении уровня при его приближении к пороговому значению, благодаря более динамичной работе “Ratio” и “Threshold”.

В частности, при большом “Ratio” звук, обработанный компрессором, может стать грубым и ненатуральным. Такой эффект отчасти является следствием того, что компрессор, совершенно не затрагивая «допороговый» уровень сигнала, при превышении им порога резко включает подавление; такое его поведение известно как «жёсткое колено», или «жёсткая компрессия» (“hardknee” compression).

Увеличивая «колено», мы можем установить такой диапазон децибел, который будет начинаться ниже порога, но в котором уже начнётся подавление сигнала. Другими словами, выставив величину порога на -10 дБ, приведя соотношение к значению «10:1», а «колено» к 10 дБ, небольшое снижение уровня начнётся уже при приближении сигнала к -20 дБ (величина порога минус значение «колена»). Для сигналов в диапазоне от -20 до -10 дБ величина подавления будет увеличиваться, пока не достигнет полного значения “Ratio” — «10:1» для сигналов свыше -10 дБ. В результате такой «мягкой» компрессии динамическая структура сигнала на выходе становится приближенной к оригинальной, что выразится в более естественном звучании.

 

Фишка: После того, как вы опробовали эквалайзер EQ Eightс восемью фильтрами для настройки удачного звучания басового барабана, создайте на треке компрессор. Вы увидите, что с его помощью можно придать форму амплитуде удара по «бочке» подобно тому, как это делается набором регуляторов ADSR-огибающей на синтезаторе.

Значение в окошке “Ratio” зависит от величины атаки (нарастания громкости сигнала), уже присвоенной звуку удара. Если удар звучит уже вполне приемлемо, достаточно выставить «4:1». Если же удар звучит плоско и безжизненно, более уместно соотношение «10:1».

Вам понадобится довольно короткое время атаки, где-то в районе 5-20 мс. Если время атаки будет очень маленьким, удар прозвучит кратко, резко, будто его подрезали.

Для параметра “Release” выберите чуть большее значение, от 25 до 50 мс, в зависимости от акустики барабана. Если барабан имеет протяжный отзвук (например, если внутри него не было набивки), долгий «релиз» не даст «хвосту» выделиться на фоне всего звучания после того, как скачок амплитуды уже позади. С другой же стороны, если барабан имеет короткий отзвук или если на нём играют в быстром темпе, короткое время восстановления позволит компрессору «открыться» полностью до следующего удара. Если «релиз» долгий, приемлемо прозвучит только первый удар по барабану, а все последующие будут смазаны, потому что компрессор будет продолжать ослаблять сигнал.

 

Величина порога должна соответствовать точке, в которой каждый удар, сыгранный с обычной силой, будет приводить компрессор в действие. Однако если порог установлен слишком низко, компрессор сдавит уровень всего сигнала и никогда не даст полноценного звучания!

 

Модели компрессии

В нижней части устройства вы найдёте три различных модели компрессии. “FF1” и “FF2” относятся к старым Compressor I и Compressor II, а “FB” — новая модель, введённая в седьмой версии программы. Сокращение “FB” означает “feed back” — один из видов схемного решения для классических компрессоров, на принципах которых построена работа этой модели. “FF” означает “feed forward” — современная модель работы компрессора.

Вкратце, компрессоры типа “feed back” анализируют сигнал на выходе, когда он уже прошёл процесс «подавления». Звучит очень странно, однако, звук в итоге получается очень приятным на слух, поэтому этот вид компрессии популярен и в наши дни. Компрессоры “Teletronix LA-2A”, “UA 1176LN” и “API 525” относятся к типу “feed back”. Компрессоры типа “feed forward” позволяют точнее настроить время атаки и восстановления, поэтому они очень полезны при сглаживании скачков (например, в обработке звука «бочки» и рабочего барабана).

Модель “FF1” ориентирована на сам эффект компрессии. Используйте её, когда хотите слышать «сжатый» звук. Прекрасно подходит для создания «сдавленного», «пережатого» саунда; с её помощью даже «драм-луп» можно «забить» в самый дальний угол. Но использовать эту модель следует очень разборчиво и с умом. Слишком много такой компрессии — и ваши миксы зазвучат безжизненно, неестественно. Усовершенствованную модель “FF2” можно применять для сглаживания скачков с намного большей прозрачностью. “FB” — самый деликатный вид компрессии. Опробуйте его на вокальной партии, и вы будете удивлены тем, как сильно можно снизить уровень, пока звук не станет звучать «сжато». Модель компрессии “FB” сделает ваш саунд более плотным, добавив ему дополнительный «вес».

Режимы огибающей

Здесь мы вплотную подходим к управлению поведением датчика компрессора. В режиме “Peak” компрессор будет мгновенно реагировать на любой сигнал, превышающий пороговое значение, тогда как в режиме “RMS” реакция станет замедленной и будет оказывать меньшее воздействие на резкие скачки амплитуды. Преимущество “RMS” в том, что при применении компрессии не к отдельным инструментам, а, например, ко всему миксу, у вас не всегда бывает необходимость в ответ на отдельные скачки снижать уровень записи в целом. Однако, поскольку режим “RMS” позволяет скачкам проходить пороговое значения без их подавления, он не очень подходит для тех случаев, когда вам необходим точный контроль над звуком, как, например, при работе над ударными.

Совсем другой зверь — режим “Opto”, имитирующий поведение компрессоров, которые для измерения коэффициента усиления используют источник света и светочувствительный элемент. Он также стремится к более мягкой, естественно звучащей компрессии, но при этом менее точен. В сочетании с моделью “FB” этот режим даст вам превосходную, естественную компрессию. Попробуйте сравнить режимы “Opto” и “Peak”, работая с моделью “FF2” и выставив низкий порог и высокое «ратио», и вы заметите отчётливо слышную разницу: в режиме “Peak” звук, вероятно, будет более приглаженным, но в режиме “Opto” — чуть более «живым», вы даже можете услышать его «дыхание», «пульсацию», как зачастую говорят в музыкальных кругах.

Ближе к нижнему правому углу модуля вы обнаружите окошко с названием “Lookahead” (досл«взгляд вперёд»). Ввиду того, что компрессоры реагируют на аудиосигналы в реальном времени, их реакция, как правило, немного запаздывает на величину времени атаки. Увеличивая значение “Lookahead”, вы можете увеличить точность реакции компрессора на быстрые скачки амплитуды. Эта функция отключена для компрессоров типа “feed back”, потому что «заглянуть вперёд» просто невозможно, когда анализ сигналов проходит на выходе компрессора. В любом случае, вы не будете использовать эту модель компрессии, если вам нужна ультрабыстрая и точная реакция на скачки.

Боковая цепь (Sidechain)

 

Развернув секцию «сайдчейна» (см. рис. 9.10), вы обнаружите более сложный набор регуляторов по сравнению с «боковыми» наборами модулей “Gate” и “Auto Filter”. С левой стороны находится знакомая вам секция «сайдчейна», которая работает точно так же, как описано в статье про “Auto Filter” (кликабельно).

Правее находится секция эквалайзера «сайдчейна», применяемая для эквализации источника боковой цепи перед его воздействием на компрессор. Обратите внимание, что «сайдчейн» влияет только на то, что «слышит» компрессор — эквалайзер не обрабатывает выходной сигнал. Классический образец применения сайдчейна в компрессии — использование большого барабана для запуска компрессии на басу. Это позволяет решить проблему «мешающих» друг другу частот в «низах» вашего микса.

 

Но если ваш басовый барабан уже сведён в целый «драм луп»? Никаких проблем. После того как вы подключили на вход «сайдчейна» трек, где записан ваш «драм луп», включите секцию эквалайзера (“EQ”). Теперь запустите в соло-режиме трек с басом и кликнете по иконке наушников (прослушивание «сайдчейна») слева от включателя секции “EQ”. Теперь вместо трека с басом вы слышите источник боковой цепи (ваш «драм-луп»). Выберите низкочастотный фильтр и снижайте частоту, пока не исчезнут все ударные, кроме «бочки». Затем отключите прослушивание «сайдчейна» и настройте компрессор, чтобы получить желаемую величину подавления уровня на басу. Вы даже можете покрутить ручку “Wet/Dry mix” и изменить уровень «сайдчейна», чтобы управлять компрессией как ударами «бочки», так и самим басом.

Итак, секция “сайдчейна” включает в себе эквалайзер, так что вы можете выбрать в качестве “спускового крючка” для сайдчена только определенные частоты источника. Настройки на скриншоте внизу показывают вам как вы можете оформить басовую компрессию, источником сайдчена для которой будет бочка драм-лупа:

image

Эквалайзер «сайдчейна» можно также использовать при отсутствии внешнего источника «боковой цепи». В этом случае на вход сайдчейна идёт копия аудиосигнала, который вы обрабатываете. Этот метод часто применяют для «де-эссинга» — процессом смягчения резкого звука «с» в вокальных партиях. Отфильтровав все низкие частоты и усилив «шипящие» частоты (в основном от 8 кГц и выше), вы принуждаете компрессор срабатывать только если с губ вокалиста слетает интенсивное «с». Как правило, это требует осторожной настройки порога и очень короткого времени атаки.

Вот и все пока о компрессии в Ableton. Если вы нашли данную статью сколько-нибудь полезной, поделитесь ею с друзьями-музыкантами – механизмы расшаривания здесь давно уже висят Подмигивающая рожица Спасибо!

Похожие записи

10 комментариев. Оставить новый

  • Анатолий
    14.09.2019 07:15

    Cпасибо вам за труды!

    Ответить
  • Ксения
    08.04.2019 09:24

    пишу уже в третий раз: у вас очень хорошие статьи!

    Ответить
  • Complexofgod
    04.10.2018 10:28

    Очень доходчиво, спасибо! Некоторые авторы не умеют доходчиво объяснять, поэтому в отношении компрессии всегда была каша в голове. А тут наконец-то просвет появился! Респект!

    Ответить
  • Хотел задать вопрос так сказать,по теме…Может я чего-то не понял,но,когда я вешаю компрессор на дорожку и тащу ползунок трешхолда к середине,громкость почему-то увеличивается(хотя я не поднимаю там же уровень выходного сигнала).Это никак не вяжется с написанным в статье(((Разрешите пожалуйста мое недопонимание)

    Ответить
    • Дмитрий Вольфрам
      04.10.2018 10:27

      Параметр Gain, включенный по умолчанию автоматически повышает уровень сигнала когда вы топите Treshold.

      Ответить
  • Отличные, понятные примеры, все очень доходчиво и наглядно. До этого многого никак не мог понять о компрессоре, эта статья реально помогла! Спасибо большое!

    Ответить
  • Vlad Skrin
    04.10.2018 10:26

    очень полезно для самоучек,и музыкантов

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню
Adblock
detector