Если требуется записывать или смешивать сигналы от нескольких различных источников, обойтись без микшера (микшерного пульта) очень трудно.
В FL Studio тоже есть свой микшер, реализованный программным способом. Вообще, микшеры современных виртуальных студий по своим возможностям, да и по дизайну, очень напоминают настоящие аппаратные микшеры.
Поэтому есть смысл познакомиться со структурой типичного аппаратного микшера, а также с назначением его основных элементов.
Структура типичного микшера
Микшер позволяет решать несколько задач, среди них:
- микширование (смешивание) в заданных пропорциях сигналов, поступающих от различных источников;
- согласование уровня сигнала источника с чувствительностью и динамическим диапазоном устройства записи, обработки, усиления;
- измерение уровня выходного микса сигналов, а в ряде ситуаций и канальных сигналов;
- оперативное регулирование уровня сигналов;
- эквализация (корректирование частотных характеристик сигналов);
- направление сигналов на внешние устройства динамической обработки и эффект-процессоры, регулирование уровней сигналов, посылаемых на эти устройства и возвращаемых с них;
- коммутация сигналов;
- переключение фазы канального сигнала;
- формирование микса, направляемого на контрольные мониторы или в на-ушники исполнителей;
- заглушение (мьютирование) отдельных каналов и переключение их в режим solo.
Микшер FL Studio
Нажмите клавишу или кнопку (View mixer) на панели Shortcut, чтобы открыть окно Mixer. Окно Mixer можно условно разделить на две части. В верхней части отображаются модули, расположенные вертикально:
- мастер-модуль М;
- модули FX микшера;
- модули S для подключения эффектов параллельного действия (в режиме посыла).
Вообще, в разговоре об обычных аппаратных микшерах принято употреблять слово “каналы”. Например, говорят “24-канальный микшер”, “канальный модуль “. Однако применительно к FL Studio мы уже задействовали термин “канал”. Каналы FL Studio и каналы микшера FL Studio — это разные вещи, разные объекты программы. Чтобы избежать путаницы, мы будем продолжать называть каналы FL Studio каналами, а каналы микшера FL Studio будем называть модулями FX микшера.
В микшере FL Studio насчитывается 64 модуля FX, но одновременно могут отображаться только 16 модулей. Для выбора банков модулей FX 1 — FX 16, FX17 — FX32, FX33 — FX48, FX 49 — FX 64 предназначены соответственно кнопки А, В, С, D, расположенные в заголовке окна Mixer. Быстро выбрать нужный модуль в банке можно с помощью клавиш <•> и <Ž>. Переключаться между банками модулей FX можно с помощью клавиш <•> и <•>.
В нижней части окна Mixer расположены органы управления, относящиеся к выбранному в данный момент модулю микшера:
- 1, 2, …, 8 — слоты для подключения эффектов последовательного дейст-вия (в режиме вставки);
- EQUALIZER — эквалайзер;
- AMP — регулировка громкости и панорамы;
- SEND — регулировки уровней сигналов, посылаемых на обработку эффектами параллельного действия. Группа SEND доступна только для линеек FX.
Микшер FL Studio имеет особенность. В отличие от традиционных аппаратных микшеров, основным назначением данного виртуального микшера является применение эффектов последовательного и параллельного действия. Кстати, в предыдущих версиях Fruity Loops вместо окна Mixer было окно Effects. Дело в том, что микширование сигналов разных каналов может выполняться и без использования окна Mixer. По умолчанию сигналы всех каналов суммируются, не доходя до микшера, и поступают в мастер-модуль М микшера, минуя модули FX. А регулировать панораму и громкость можно, изменяя соответствующие параметры каналов, — ведь управлять панорамой и громкостью можно средствами окна пошагового секвенсора.
Но если вы захотите обрабатывать разные каналы разными наборами эффектов, то в этом случае без окна Mixer не обойтись.
Продолжая создавать композицию-пример, мы поставили перед собою следующую задачу:
- обработать канал Kick компрессором и применить эффект Delay (дилэй, задержка);
- обработать каналы HiHat и Snare фильтром и применить эффект дилэй; применить к каналу Triangle 303 эффект Chorus (хорус).
Какой в этом смысл? Эксперимент, поиск уникального звучания, просто пример применения эффектов.
Направление сигналов каналов различным модулям микшера
Итак, сигналы от всех каналов FL Studio по умолчанию поступают в мастер-модуль М микшера. Нам предстоит “развести ” сигналы перечисленных каналов по разным модулям микшера. Начнем с канала Kick. Нажатием соответствующей кнопки в окне пошагового секвенсора (рис. 2.18, а) откроем окно Channel settings с настройками канала Kick (рис. 2.18, б).
В правом верхнем углу данного окна расположено поле FX. По умолчанию в этом поле установлено значение –, что означает направление сигнала данного канала в мастер-модуль М микшера. Установим в поле FX значение 1, направив тем самым сигнал канала модулю FX 1 микшера.
Аналогичным способом мы направили сигналы каналов HiHat и Snare в модуль FX 3 микшера, а сигнал канала Triangle 303 — в модуль FX 2. Тот факт, что сигналы двух каналов направлены в один модуль микшера (фактически они суммируются до поступления в микшер), еще раз подтверждает необычность программного микшера FL Studio по сравнению с любым аппаратным микшером. В принципе, в любой модуль микшера FL Studio могут направляться сигналы каких угодно каналов.
Подключение плагинов в режиме вставки (применение эффектов последовательного действия)
Откроем окно Mixer (микшер) нажатием клавиши и выберем модуль FX 1, щелкнув на его названии. Щелкнем на кнопку, расположенной в левой части первого слота FX slot 1.
Откроется меню слота. Выберем с помощью данного меню плагин компрессора: Select > Fruity Compressor.
В результате откроется окно плагина Fruity Compressor, а в слоте появится поле с его названием.
А пока закроем окно Fruity Compressor и научимся с помощью меню слота выбирать пресеты с различными настройками плагина.
В случае необходимости окно плагина можно будет открыть щелчком на его названии в слоте.
Подключение плагинов в режиме посыла (применение эффектов параллельного действия)
Такие эффекты, как дилэй, принято применять в качестве эффектов парал-лельного действия. Выберем модуль S 1, соответствующий шине Aux типичного аппаратного микшера, и подключим к нему в режиме вставки эффект Fruity Delay 2.
Данный эффект в дальнейшем будет использоваться в качестве эффекта последовательного действия. С других модулей микшера сигнал будет посылаться на модуль S 1, обрабатываться подключенными
к данному модулю плагинами и возвращаться в общий микс. При такой технике применения эффектов на выходе плагинов должен присутствовать только обработанный (Wet) сигнал. Присутствие исходного необработанного (Dry) сигнала на выходе процессора эффектов, подключенного к шине Send любого микшера, является нежелательным. Поэтому на панели эффекта Fruity Delay 2 мы повернули регулятор DRY в крайнее левое положение.
Теперь на выходе плагина будет присутствовать только обработанный (в данном случае — задержанный) сигнал.
С помощью эквалайзера EQUALIZER модуля S 1 внесем некую тембральную окраску в звучание задержанного плагином Fruity Delay 2 сигнала — подавим низкие частоты и поднимем средние.
Теперь вернемся к модулю FX 1 и отрегулируем уровень посылаемого на S 1 сигнала “по вкусу”.
По приведенной выше методике мы обработали каналы HiHat, Snare и Triangle 303 различными эффектами. Несколько простых эффектов, а как изменилось звучание!