Вступление

10 ноября на «Винзаводе» в студии Main In Main проводилась лекция Василия Филатова «Музыка из Топора», в ходе которой этот опытнейший саунд-дизайнер, звукорежиссер, композитор, преподаватель Moscow Film School, продюсер и саунд-дизайнер студии SoundDesigner.PRO, рассказал о секретах данных профессий, продемонстрировал нестандартные решения звуковых и музыкальных задач, рассказывал о том, как ему видится нынешнее положение вещей в сфере отечественной музыки и звука. Данная лекция обещалась быть полезной для всех работников звука и музыки.

Я  был на этой лекции и оперативно фиксировал наиболее интересные моменты при помощи ноутбука, в онлайн-режиме перенаправляя заметки в свое сообщество: https://vk.com/wall-55172804_1611

В данном посте я хотел бы предоставить публике своеобразный конспект этой лекции, поскольку в предыдущем варианте он, конечно же, прошел мимо большинства моих читателей. Конспект не дословный и вольный, однако те, кто хотел попасть на эту лекцию и не смог, либо узнал о ней позже, составил о ней свое представление. Для лучшей читабельности конспекта по своей инициативе я использую некоторые иллюстрации, которые не являются частью лекции.

Итак, давайте перейдем к моему конспекту:

Профанация и перенасыщенность

 

Музыка, очевидно, стала весьма доступным процессом… производить ее стало очень легко. И очень много людей делают музыку, как говорится, «на коленках». При этом каждый второй мнит себя музыкантом, каждый первый — фотографом, но все это ведет к тому, что и те и другие генерируют очень много «мусора»… как не уподобится всем этим «творцам» и как избежать «мусора» в своем творчестве? Вот о чем эта лекция…

Благодаря перенасыщенности музыкального рынка, большинство обывателей не разграничивают действительно хорошую, даже шедевральную музыку от поделок и шлака. Показателен эксперимент, когда виртуозы с мировым именем, без объявлений и помпы, ради эксперимента выступали перед прохожими, и не получали от окружающих людей практически никакого отклика. No One Cares.

Палка о двух концах

«Источником звука может быть все что угодно, и все что угодно может быть основой музыкального полотна.» И во всем этом есть два момента: положительный и отрицательный. Положительный: богатство творческих изысканий, действительно богатая палитра звуков. Отрицательный: в силу большущего разнообразия звуков, автор легко может потерять в глубине и идейности. Крайне легко погрязнуть в разнообразии звуков, забыть о чувстве и идеях, в результате получившийся продукт получается без души, идеи, смысла… Это, к сожалению, тенденция.

Музыка из топора
В процессе работы над альбомом «Foley Room», Amon Tobin записал и использовал множество самых разнообразных шумов, в том числе и рычание тигра.

Этот звучный стык

Музыка начинает развиваться на стыке саунд-дизайна и электроники. Сразу же после этих слов Василий Филатов вопрошает у зала: «Амона Тобина все знают, правда?»  -Да! — Раздается голос Вольфрама посреди гробовой тишины.

Торренты и обезьяна

«Кто никогда в жизни НЕ ПОЛЬЗОВАЛСЯ торрентами?» — зал снова молчит, но на этот раз очень уверенно. =)

Мы не ценим софт, который нам доступен в наших северных пиратских широтах.

Как следствие, в результате повального пиратства и очень легкого скачивания чего бы то ни было,  весь саундпродакшен утыкается в перебор пресетов того или иного синтезатора, вместо того, чтобы включать мозг и исследовать, глубоко осознавать процесс создания звука, музыки.

У нас широчайший выбор различного софта, вплоть до самых дорогих продуктов, но никакого желания изучать какой-либо инструмент более глубоко не возникает.

В результате большинство отечественных композиторов, выросших на пиратском софте и закачавшие себе на компьютер сотню плагинов,  имеют тенденцию производить эдакий «недопродукт», просто из-за своего поверхностного отношения к своим инструментам.

О вкусах — дискутируют!

 

Пагубно влияет на нашу музыкальную индустрию также ОТСУТСТВИЕ ВКУСА. Например, заказчик из киноиндустрии зачастую не отличает действительно хорошую, продуманную, четкую и  простую музыку от мазни и каши.

В результате мы зачастую имеем плохую и ужасную музыку в нашем кино и сериалах! А кто виноват-то в итоге? Нет, не заказчик, и не режиссер. Композитор. Он не пошел на диалог, на общение, с режиссером. Дело в том, что если есть диалог, есть общение, то ситуация с музыкой волей не волей выправляется, взаимопонимание тут — один из важнейших аспектов. (Если, конечно, это не те «люди», которые делают продукт по формуле «схавают».)

Молодые и талантливые

Молодые музыканты диджеи и фотографы, чаще всего НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИМИ. Они делают ИМИТАЦИЮ фотографий, музыки, диджей-сетов. Почему это происходит? Просто потому, что обладание камерой, обладание музыкальным софтом, и сотня состряпанных работ не являются показателем. Нужен БАЗИС. Нужен опыт, нужны наработанные часы, обстоятельная, придирчивая работа над собой и своим творчеством. По 6-8 часов работы ежедневно.

«Творцы» оправдываются

Замечены вредные отговорки так называемых «творцов», когда они предъявляют халтуру (в основном сейчас речь идет о кино, но и к другим областям это применимо):

— Ладно, никто этого не заметит! (Вот тут я, маленько не прописал виолончель, тембр синтезатора не вполне вписывается в концепцию, ну да ладно, кто это, нафиг, заметит?);

— Это такая задумка! (Сойдет за мировоззрение, это фишка, Я ТАК ВИЖУ! В результате — полную непрофессиональность списывают на «виденье»);

— Позже я это исправлю! (Вот трек. Сейчас еще сведение в не ахти, мастеринг быстрый, и баланс слегка неровный… ну уж ладно, потом доделаю);

— Это был не я! (Виноват хреновый мастер-инженер, или режиссер, например, картинкой композитору не подыграл. Ан нет, виноват все равно — композитор. Его задача — пообщаться с ними со всеми и избежать подобных промахов!);

Чистящие средства

 

«Чистящие средства», которые позволяют избежать вышеперечисленных ошибок:

— Жажда знаний;

— К чертям сон (но не сломаться при этом);

— Интернет — кладезь информации (обучайся, но следи за качеством, фильтруй шлак!);

— Найди авторитета (учись, подражай, следуй);

— Профильные мероприятия (расширение знакомств, обмен опытом);

— Наблюдательность (умение примечать детали),

— Расширять кругозор;

— Пунктуальность;

— Внимательность;

— Самодисциплина.

Главная цель

Цель звукорежиссера во время работы над картиной: используя музыкальные слои создать атмосферу, вовлекающую зрителя или участника в проект.

В качестве иллюстрации Василий приводит пример своей работы:

Для этого видео Василию пришлось не только тест-драйвить новый Porche и записывать извлеченные из него звуки, необходимо также было провести кое-какие исследовательские изыскания, для того, чтобы грамотно подобрать звук.

Издевательства над контрабасом

Следующая демонстрация творческого подхода к звукоизвлечению и музыке. На этот раз — «издевательства» над контрабасом, которые вылились в очень сильный, энергичный, самобытный саундтрек (Автор — Diego Stocco, http://www.diegostocco.com/) :

Издевательства над велосипедом

Парад вдохновляющих видео продолжается! На этот раз музыкант использует в качестве источника звука велосипед:

(Интернет — великая штука! На следующий день после публикации, запись вконтакте лайкает Johnny Random. Адрес его странички Вконтакте: https://vk.com/johnnyrandom)

Звучный магазин

Еще одна работа Василия Филатова: http://www.youtube.com/watch?v=jmCjBXtZT58

Василий показал залу еще две версии этого ролика: в одной — лишь звук, в другом — лишь музыка… в действительности, конечно же, при просмотре становится очевидным, что одно без другого не работает.

Основные принципы

Далее Василий перечислил свои «принципы работы с подобной кастомайз-музыкой»:

— РАБОТАТЬ;

— Планировать время;

— Оставлять время на сон;

— Задавать Вопросы;

— Структурировать;

— Оптимизировать все процессы!

Делать все это:

Сейчас! Легко! Понятно! Просто! Удобно! Качественно! Вдумчиво! Вдохновенно!..

__Конец конспекта__

 

Музыка из топора

Ссылки на аккаунты и страницы Василия Филатова:

https://vk.com/basie

https://www.facebook.com/vasiliy.filatov

http://about.me/basie

http://signup.sounddesigner.pro/

Тема лекции не оставляет вас равнодушным, и вы горько сожалеете, что не попадаете на нее? Давайте поправлять осведомленность! Рекомендую поглядывать на анонсы лекций студии Main In Main: https://www.facebook.com/maininmainmoscow

С Уважением, Wolfframe

Похожие записи

2 комментария. Оставить новый

  • PavelSwitch
    04.10.2018 08:25

    и во всем прав!

    Ответить
  • Angel of Death
    04.10.2018 08:19

    Примеры лишний раз доказывают абсолютную беспонтовость происходящего.

    контрабас – напилил, потыкал вилкой, что получил в результате?
    беспонтовый псевдоэпик кухонного качества, как по звуку, так и по содержанию.
    а вот что получает профессионал и настоящий гений от музыки (сделайте скидку на форму, поскольку продукт нужен был масскультурный, для охвата мировой аудитории. слушайте саму суть)

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню
Adblock
detector