Вступление
10 ноября на «Винзаводе» в студии Main In Main проводилась лекция Василия Филатова «Музыка из Топора», в ходе которой этот опытнейший саунд-дизайнер, звукорежиссер, композитор, преподаватель Moscow Film School, продюсер и саунд-дизайнер студии SoundDesigner.PRO, рассказал о секретах данных профессий, продемонстрировал нестандартные решения звуковых и музыкальных задач, рассказывал о том, как ему видится нынешнее положение вещей в сфере отечественной музыки и звука. Данная лекция обещалась быть полезной для всех работников звука и музыки.
Я был на этой лекции и оперативно фиксировал наиболее интересные моменты при помощи ноутбука, в онлайн-режиме перенаправляя заметки в свое сообщество: https://vk.com/wall-55172804_1611
В данном посте я хотел бы предоставить публике своеобразный конспект этой лекции, поскольку в предыдущем варианте он, конечно же, прошел мимо большинства моих читателей. Конспект не дословный и вольный, однако те, кто хотел попасть на эту лекцию и не смог, либо узнал о ней позже, составил о ней свое представление. Для лучшей читабельности конспекта по своей инициативе я использую некоторые иллюстрации, которые не являются частью лекции.
Итак, давайте перейдем к моему конспекту:
Профанация и перенасыщенность
Музыка, очевидно, стала весьма доступным процессом… производить ее стало очень легко. И очень много людей делают музыку, как говорится, «на коленках». При этом каждый второй мнит себя музыкантом, каждый первый — фотографом, но все это ведет к тому, что и те и другие генерируют очень много «мусора»… как не уподобится всем этим «творцам» и как избежать «мусора» в своем творчестве? Вот о чем эта лекция…
Благодаря перенасыщенности музыкального рынка, большинство обывателей не разграничивают действительно хорошую, даже шедевральную музыку от поделок и шлака. Показателен эксперимент, когда виртуозы с мировым именем, без объявлений и помпы, ради эксперимента выступали перед прохожими, и не получали от окружающих людей практически никакого отклика. No One Cares.
Палка о двух концах
«Источником звука может быть все что угодно, и все что угодно может быть основой музыкального полотна.» И во всем этом есть два момента: положительный и отрицательный. Положительный: богатство творческих изысканий, действительно богатая палитра звуков. Отрицательный: в силу большущего разнообразия звуков, автор легко может потерять в глубине и идейности. Крайне легко погрязнуть в разнообразии звуков, забыть о чувстве и идеях, в результате получившийся продукт получается без души, идеи, смысла… Это, к сожалению, тенденция.
Этот звучный стык
Музыка начинает развиваться на стыке саунд-дизайна и электроники. Сразу же после этих слов Василий Филатов вопрошает у зала: «Амона Тобина все знают, правда?» -Да! — Раздается голос Вольфрама посреди гробовой тишины.
Торренты и обезьяна
«Кто никогда в жизни НЕ ПОЛЬЗОВАЛСЯ торрентами?» — зал снова молчит, но на этот раз очень уверенно. =)
Мы не ценим софт, который нам доступен в наших северных пиратских широтах.
Как следствие, в результате повального пиратства и очень легкого скачивания чего бы то ни было, весь саундпродакшен утыкается в перебор пресетов того или иного синтезатора, вместо того, чтобы включать мозг и исследовать, глубоко осознавать процесс создания звука, музыки.
У нас широчайший выбор различного софта, вплоть до самых дорогих продуктов, но никакого желания изучать какой-либо инструмент более глубоко не возникает.
В результате большинство отечественных композиторов, выросших на пиратском софте и закачавшие себе на компьютер сотню плагинов, имеют тенденцию производить эдакий «недопродукт», просто из-за своего поверхностного отношения к своим инструментам.
О вкусах — дискутируют!
Пагубно влияет на нашу музыкальную индустрию также ОТСУТСТВИЕ ВКУСА. Например, заказчик из киноиндустрии зачастую не отличает действительно хорошую, продуманную, четкую и простую музыку от мазни и каши.
В результате мы зачастую имеем плохую и ужасную музыку в нашем кино и сериалах! А кто виноват-то в итоге? Нет, не заказчик, и не режиссер. Композитор. Он не пошел на диалог, на общение, с режиссером. Дело в том, что если есть диалог, есть общение, то ситуация с музыкой волей не волей выправляется, взаимопонимание тут — один из важнейших аспектов. (Если, конечно, это не те «люди», которые делают продукт по формуле «схавают».)
Молодые и талантливые
Молодые музыканты диджеи и фотографы, чаще всего НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИМИ. Они делают ИМИТАЦИЮ фотографий, музыки, диджей-сетов. Почему это происходит? Просто потому, что обладание камерой, обладание музыкальным софтом, и сотня состряпанных работ не являются показателем. Нужен БАЗИС. Нужен опыт, нужны наработанные часы, обстоятельная, придирчивая работа над собой и своим творчеством. По 6-8 часов работы ежедневно.
«Творцы» оправдываются
Замечены вредные отговорки так называемых «творцов», когда они предъявляют халтуру (в основном сейчас речь идет о кино, но и к другим областям это применимо):
— Ладно, никто этого не заметит! (Вот тут я, маленько не прописал виолончель, тембр синтезатора не вполне вписывается в концепцию, ну да ладно, кто это, нафиг, заметит?);
— Это такая задумка! (Сойдет за мировоззрение, это фишка, Я ТАК ВИЖУ! В результате — полную непрофессиональность списывают на «виденье»);
— Позже я это исправлю! (Вот трек. Сейчас еще сведение в не ахти, мастеринг быстрый, и баланс слегка неровный… ну уж ладно, потом доделаю);
— Это был не я! (Виноват хреновый мастер-инженер, или режиссер, например, картинкой композитору не подыграл. Ан нет, виноват все равно — композитор. Его задача — пообщаться с ними со всеми и избежать подобных промахов!);
Чистящие средства
«Чистящие средства», которые позволяют избежать вышеперечисленных ошибок:
— Жажда знаний;
— К чертям сон (но не сломаться при этом);
— Интернет — кладезь информации (обучайся, но следи за качеством, фильтруй шлак!);
— Найди авторитета (учись, подражай, следуй);
— Профильные мероприятия (расширение знакомств, обмен опытом);
— Наблюдательность (умение примечать детали),
— Расширять кругозор;
— Пунктуальность;
— Внимательность;
— Самодисциплина.
Главная цель
Цель звукорежиссера во время работы над картиной: используя музыкальные слои создать атмосферу, вовлекающую зрителя или участника в проект.
В качестве иллюстрации Василий приводит пример своей работы:
Для этого видео Василию пришлось не только тест-драйвить новый Porche и записывать извлеченные из него звуки, необходимо также было провести кое-какие исследовательские изыскания, для того, чтобы грамотно подобрать звук.
Издевательства над контрабасом
Следующая демонстрация творческого подхода к звукоизвлечению и музыке. На этот раз — «издевательства» над контрабасом, которые вылились в очень сильный, энергичный, самобытный саундтрек (Автор — Diego Stocco, http://www.diegostocco.com/) :
Издевательства над велосипедом
Парад вдохновляющих видео продолжается! На этот раз музыкант использует в качестве источника звука велосипед:
(Интернет — великая штука! На следующий день после публикации, запись вконтакте лайкает Johnny Random. Адрес его странички Вконтакте: https://vk.com/johnnyrandom)
Звучный магазин
Еще одна работа Василия Филатова: http://www.youtube.com/watch?v=jmCjBXtZT58
Василий показал залу еще две версии этого ролика: в одной — лишь звук, в другом — лишь музыка… в действительности, конечно же, при просмотре становится очевидным, что одно без другого не работает.
Основные принципы
Далее Василий перечислил свои «принципы работы с подобной кастомайз-музыкой»:
— РАБОТАТЬ;
— Планировать время;
— Оставлять время на сон;
— Задавать Вопросы;
— Структурировать;
— Оптимизировать все процессы!
Делать все это:
Сейчас! Легко! Понятно! Просто! Удобно! Качественно! Вдумчиво! Вдохновенно!..
__Конец конспекта__
Ссылки на аккаунты и страницы Василия Филатова:
https://vk.com/basie
https://www.facebook.com/vasiliy.filatov
http://about.me/basie
http://signup.sounddesigner.pro/
Тема лекции не оставляет вас равнодушным, и вы горько сожалеете, что не попадаете на нее? Давайте поправлять осведомленность! Рекомендую поглядывать на анонсы лекций студии Main In Main: https://www.facebook.com/maininmainmoscow
С Уважением, Wolfframe
2 комментария. Оставить новый
и во всем прав!
Примеры лишний раз доказывают абсолютную беспонтовость происходящего.
контрабас – напилил, потыкал вилкой, что получил в результате?
беспонтовый псевдоэпик кухонного качества, как по звуку, так и по содержанию.
а вот что получает профессионал и настоящий гений от музыки (сделайте скидку на форму, поскольку продукт нужен был масскультурный, для охвата мировой аудитории. слушайте саму суть)