Можно ли достигнуть серьезных результатов в музыке без музыкального образования? Считать ли его наличие обязательным условием для создания качественных треков? Действительно ли не окончившие музыкальную школу обречены быть “второсортниками” по отношению к тем, кто ее заканчивал?
Эти вопросы ни раз становились причиной серьезных баталий и споров на музыкальных ресурсах и форумах. В подобных спорах обычно присутствуют две непримиримые стороны.
Одних я называю “дилетантами”. Они считают музыкальное образование необязательным условием для создания качественной музыки. Они — приверженцы самостоятельного подхода к ее изучению.
Других я называю “академиками”. Они ратуют за то, что без музыкального образования достичь достойных результатов в музыке невозможно. Чаще всего это выпускники школ и консерваторий.
Сам я причисляю себя к лагерю “дилетантов”, и не комплексую по этому поводу. Мой “дилетантизм” никоим образом не мешает мне сотрудничать с исполнителями и выпускать во всех отношениях достойные релизы и треки.
И по вышеозначенному вопросу у меня есть свое собственное мнение, которое я хотел бы здесь озвучить.
Но для начала — экскурс в былые времена, который будет весьма наглядным примером того, как может проходить обучение типичного «дилетанта» от музыки.
Я начинал делать музыку, также как и абсолютное большинство, будучи совершенно неискушенным в музыкальной теории. Все что у меня было — это Pentium-200, примитивный софт и, конечно, желание (в начале Dаnce Ejay, а затем — Acid 2.0).
Моей главной творческой единицей были сэмплы, заимствованные из чужих композиций или из сэмпловых баз.
Над отобранными мною звуковыми кусочками я, в меру своих технических возможностей и знаний издевался: резал их, транспонировал (менял тон), перемешивал с другими звуками. Таким образом я составлял свой собственный музыкальный «коллаж».
Мои первые музыкальные опыты были не слишком “правильными”. Частой ошибкой было несоблюдение тональности, нотная каша, примитивная структура, мелодия… Но!…
Самым главным в этой ситуации было то, что создание треков происходило достаточно быстро и захватывающе. Можно было успеть насладится результатом до того, как процесс становился утомительным и надоедливым. Вдохновение не успевало улетучится. Я не буксовал. А постоянное прослушивание и анализ треков моих кумиров направляли мое творчество в правильное русло.
Методом проб и ошибок, вслушиваясь в музыкальный коллаж, я буквально нащупывал “правильное” сочетание звуков, самой практикой выковывая свой музыкальный слух и чутье. Движущей силой была атмосфера, которую я бы хотел развивать в своем треке.
Буквально за три месяца увлеченной возни с семплами и с компьютером я уже мог похвастаться несколькими треками, которые довольно благодушно были восприняты моими друзьями. Их я демонстрировал, записывая специальные аудиокассеты. Держать их в руках само по себе было важным вознаграждением за мои труды! Я выслушивал ответную реакцию (была там и похвала, и суровая критика).
Благодаря всем этим казалось бы незначительным радостям и постоянным взаимодействием со своими первыми слушателями-друзьями, я “втянулся” в музыку.
Итак, сев за компьютер с творческим любопытством, без настырного контроля, я стал строить свое обучение так, как мне подсказывала сама практика. Обучение происходило стихийно, без предварительного плана, однако, — это обязательно нужно отметить, — с некоторыми пробуксовками, о которых я должен предупредить.
В один момент вдруг выяснилось, что я долгое время обходился без возможностей программной автоматизации эффектов и VST-инструментов! (Это возможность программировать изменения параметров эффектов с помощью кривой. Например — постепенно делать эхо гуще, или добавлять/убавлять различные искажения к звуку.) Я просто не знал об этой функции.
Глупо было упустить это из виду, не правда ли? А нужно было всего лишь заглянуть в файл справки и прочитать пару абзацев на английском!
После этого случая тут же последовал этап детального и более тщательного изучения программы. В дальнейшем я жалел, что не предпринял это углубленное изучение раньше.
Так что вот вам моя очевидная рекомендация: хорошо знайте софт, в котором вы работаете! Знание софта — фундамент вашего успешного музыкального творчества. Причем эта рекомендация работает как для «академиков» от музыки, так и для «дилетантов».
Вместе с изучением многих ранее неизученных возможностей своей программы, я открыл для себя VSTi (виртуальные инструменты) — модули, которые загружаются в программу-хост, и эмулируют звуки синтезаторов, драм-машинок и прочих звуковых девайсов.
С открытием этих VST-инструментов и с применением Midi-дорожек, у меня начало постепенно проявляется чувство зажатости и неуверенности в нотах и их последовательностях, как и в принципах построения мелодий.
Без малейших знаний теории над каждым аккордом или мелодией приходится проводить уйму времени то и дело исправляя неправильности и недочеты.
В этот момент дилетанта может прийти в голову мысль, что посещение музыкальной школы или найм репетитора — все-таки неплохая идея.
При должной уверенности в своих силах, терпении, усидчивости, наличии инструмента это в общем-то и не повредит!
Но я-то в своем терпении и усидчивости уверен не был. Точнее — все, что так или иначе связано со школой с детсва вызывает у меня уныние и тошноты. Я был уверен в том, что мне не хотелось бы привносить в свое личное и любимое хобби очередного “учителя”. В 90% случаев они совершенно не умеют мотивировать ученика, при этом требуя денег за откровенную каторгу. Я думаю, что большинство со мной согласятся. Много ли хороших учителей вы встречали в своей жизни?
Поэтому дальнейшим моим шагом стало самостоятельное осваивание нотной грамоты посредством музыкального инструмента. Я купил себе акустическую гитару. Просто играя на инструменте, практикуясь, пытаясь подыгрывать своим любимым композиторам, я стал постепенно осваивать музыкальные закономерности и развивал свой слух.
Кстати, вашим первым инструментом не обязательно должна быть гитара, хотя она наиболее распространена и “котируема” в молодежной среде. Более удачным решением для начинающего электронного музыканта я все-таки считаю покупку миди-клавитуры.
Дело в том, что фортепьянный ряд клавиш является более наглядным отображением нотных закономерностей, нежели гриф гитары. Играя и практикуясь в игре на миди-клавиатуре, вы постепенно будете вести себя более раскованно в мелодиях, усвоите музыкальную теорию, и, таким образом выйдете на принципиально иной уровень.
После освоения музыкальных закономерностей и наработки музыкального слуха, вам предстоят еще заботы о сведении и мастеринге, а также множество совершенно иных проблем. Но это вопросы для совершенно иных статей.
Сейчас же я хотел бы подвести итоги всему вышесказанному.
Первое: если даже у вас нет музыкального образования, серьезной проблемой для изучения и создания музыки это не является. Не только я так думаю. Например Джим Симмонс, основатель легендарной группы “Kiss” пишет в своей книге:
“Многие думают, что обязательным условием участия в рок-группе является наличие музыкального образования. Шокирующая новость: почти все популярные музыканты и исполнители, чьи CD вы обожаете и покупаете из года в год, скорее всего, не только абсолютно не знакомы с понятиями теории музыки и никогда не ходили в музыкальную школу, но и, вероятно, даже не знают нотную грамоту. Они просто играют или поют на слух. И это еще не учитывая тех успешных исполнителей, у которых слуха нет совсем.”
Второе: если вы начинаете делать музыку на компьютере без знания музыкальной теории, первое, чему вам действительно следует учиться — умелому обращению со своим софтом (программой). Для начала не бойтесь использовать сторонние сэмплы и звуки. Учитесь составлять из них хорошие музыкальные коллажи.
Третье: постигайте музыкальную теорию… через практику. Играйте на своем любимом музыкальном инструменте, подыгрывайте любимым исполнителям. Так вы будете учиться и тренировать свой музыкальный слух.
И не стесняйтесь вставлять партии, сыгранные на инструменте в свои треки! Какими бы кривыми и “неправильными” они не были, будучи привнесенные в трек, они дарят вам истинное удовольствие, которое и является главной наградой и одновременно мощнейшим ресурсом любого творчества!
Успехов Вам!
С Уважением, Wolfframe
P.S. Вам может быть интересен также материал «Создание Электронной Музыки: Дневник Новичка», который также затрагивает тему данной статьи.
2 комментария. Оставить новый
Забавная статья :) Я в начале 2003х годов начинал с Dance Ejay 4 вплоть до 7й версии :) В 2009 узнал про Ableton и начал относиться к процессу написания музыки более серьезно. Начал изучать теорию музыки. Но так и не нашел ответ на свой простой вопрос – Как написать трек в одной тональности? :) Допустим, в тональности F. Это значит, что и бас и вся ритм секция должны играть с ноты F? И все аккорды начинаться с F? И пэды и т.д.? :) Или по каким-то отдельным инструментам определяется тональность всего трека? Не понятно…:)
Здравствуйте, Casual!
Прошу прощения за промедление – обдумывал, как бы изложить эту объемную и сложную тему в одном комментарии, и все-таки решил написать статью на данную тему.
Статья будет следующей. Я постараюсь рассказать о самом понятии тональности как таковой и о нескольких способах ее определения. Причем как способов ленивых, так и трудоемких (но весьма полезных).
Как говорится, оставайтесь с нами, расскажу, как только структурирую материал и разложу по полочкам. И Вам удобней, и мне – приятней)
Спасибо за советы! =)