Материал этой статьи полезен для тех, кто не знаком с FL Studio и имеет слабое представление о технологиях звукозаписи. А компьютерные музыканты, давно работающие с FL Studio, возможно, не задумывались о некоторых крайне необходимых вещах, также описанных в этой главе.
Создание нового проекта
Программа FL Studio позволяет работать одновременно только с одним проектом. Кроме того, невозможна ситуация, когда в FL Studio вообще не загружен ни один проект. В момент запуска FL Studio фактически создается новый проект. Создать новый проект можно также командой FILE > New главного меню. При этом будет предложено сохранить ранее загруженный проект, если в него были внесены хоть какие-то изменения.
При создании новых проектов можно использовать шаблоны. Выбор шаблонов осуществляется в подменю FILE > Templates главного меню. Шаблон определяет генераторы и эффекты, подключаемые к новому проекту по умолчанию. При выборе шаблона на его основе автоматически создается новый проект. Последующие проекты будут создаваться в соответствии с послед-ним выбранным шаблоном.
Выберем, например, шаблон FILE > Templates > Club Basic и попробуем создать какую-нибудь простейшую композицию.
Выбор текущего паттерна
Отыщите в главном окне FL Studio транспортную панель. В ее левой части имеется переключатель PAT / SONG. Убедитесь, что выбран режим редактирования паттерна PAT. В поле TEMPO задайте нужный темп. Если в дальнейшем вы захотите, чтобы темп изменялся во время воспроизведения композиции, для этой цели следует использовать автоматизацию
Нажатием кнопки (Start) или клавиши <Пробел > за-пустите текущий паттерн на циклическое воспроизведение. Во время воспроизведения указатель текущей позиции Song position, расположенный на транспортной панели (выполнен в виде горизонтального движка), будет перемещаться слева направо.
Текущая позиция отображается на панели времени. Формат представления времени выбирается с помощью малозаметных переключателей S / В , В / М, расположенных в левой части данной панели. Если переключатель В / М находится в положении В, то в зависимости от положения переключателя S / В будет установлен следующий формат представления времени:
- S — формат времени Bar:Step:Tick(такт:шаг:тик), где Step(шаг)— шаг пошагового секвенсора,Tick(тик)— элементарный квант времени, различаемый программой;
- В — формат времени Bar:Beat:Tick(такт:доля:тик).
Если переключатель В / М находится в положении М, то формат представления времени будет таким:Min:Sec:Cent(минута:секунда:цент), где Cent(цент) — 1/100 секунды.
По умолчанию выбран паттерн 1. Для выбора паттернов можно использовать клавиши <1>—<9> цифровой клавиатуры (в режиме Num Lock) или кнопки 1—9 на панели выбора паттерна. Если 9 паттернов не хватает, то в поле PATTERN данной панели можно выбрать паттерн с максимальным номером 999. Однако самый удобный способ выбора паттернов — с помощью клавиш <•> и <Ž>. Для простоты оставим выбранным паттерн 1.
Рассмотрим панель Shortcut, показанную на рисунке. Ее кнопки дублируют наиболее часто используемые команды главного меню, а именно:
- <Ctrl> + <O> — открыть проект (команда FILE > Open);
- <Ctrl> + <S> — сохранить проект (команда FILE > Save);
- <Ctrl> + <Shift> + <S> — сохранить проект под другим именем (ко-манда FILE > Save as);
- <Ctrl> + <R> — экспортировать проект в WAV-файл (команда FILE > Export > Wave file);
- <F5> — отобразить/скрыть окно редактора композиции Playlist (коман-да VIEW > Playlist);
- <F6> — отобразить/скрыть окно пошагового секвенсора Step sequencer (команда VIEW > Step sequencer);
- <F7> — отобразить/скрыть окно редактора отпечатков клавиш Piano roll (команда VIEW > Piano roll);
- <F8> — отобразить/скрыть окно браузера Browser (команда VIEW > Browser);
- <F9> — отобразить/скрыть окно микшера Mixer (команда VIEW > Mixer).
Добавление и разделение паттернов
Если окно пошагового секвенсора Step sequencer закрыто, откройте его нажатием клавиши <F6> или кнопки (View step sequencer), расположенной на панели Shortcut.
Большую часть окна занимает матрица кнопок. Под матрицей виден “бегущий” слева направо “огонек” — он отмечает воспроизводимый секвенсором в данный момент шаг (ведь мы запустили воспроизведение). Поскольку матрица пуста (ни одна из кнопок не нажата), ничего не звучит.
Каждый горизонтальный ряд кнопок соответствует одному из каналов:
- Kick — басового барабана (бочки);
- Clap — хлопка;
- HiHat — хэта;
- Snare — малого барабана.
Если нажать одну из этих кнопок, откроется окно Channel settings с настройками соответствующего канала. Вид окна сильно зависит от того, какой именно генератор подключен к каналу.
Слева от кнопок с названиями каналов расположены регуляторы панорамы (Channel panning) и громкости (Channel volume). Еще левее расположены индикаторы-переключатели Mute/Solo, предназначенные для временного отключения каналов.
Не останавливая воспроизведение, с помощью левой кнопки мыши включи-те нужные кнопки матрицы. При необходимости отключайте кнопки матрицы правой кнопкой мыши.В результате ваших действий должна зазвучать простейшая барабанная партия.
Усложним задачу. Допустим, мы хотим, чтобы в начале композиции звучали бочка и хэт, а малый барабан вступал позже. Для этого понадобится уже не один паттерн, а два. В одном из этих паттернов партия малого барабана должна присутствовать (рис. 2.4, б), а в другом — нет (рис. 2.4, в).
Будем действовать так:
- Скопируем содержимое имеющегося паттерна № 1 в буфер обмена.
- Переключимся на паттерн № 2 (пустой).
- Скопируем содержимое буфера обмена в паттерн № 2.
- Переключимся на паттерн № 1 и удалим из него партию малого барабана.
Слева от каждого ряда кнопок матрицы расположен индикатор-переключатель Select. Если индикатор светится — значит, соответствующий ряд выделен и его состояние можно скопировать в буфер обмена. Выбор ряда кнопок осуществляется щелчком на соответствующем индикаторе-переключателе или с помощью клавиш <←>, <←>.
Чтобы выбрать не один ряд кнопок, а сразу несколько, нужно:
- Щелкнуть на переключателе Select первого или последнего ряда кнопок из числа тех рядов, которые вы предполагаете выделить.
- Не отпуская левой кнопки, провести указателем мыши по переключателям Select остальных рядов.
Если
же требуется выделить все ряды паттерна, достаточно
сделать двойной щелчок на любом переключателе Select.
Выделим все ряды паттерна № 1.
Скопируем выделенные ряды паттерна № 1 в буфер обмена. Для этого можно воспользоваться командой EDIT > Сору главного меню или нажать комбинацию клавиш <Ctrl> + <С>.
Переключимся на пустой паттерн №2 (можно воспользоваться клавишей <Ž> или клавишей <2> цифровой клавиатуры в режиме Num Lock).
Вставим содержимое буфера обмена в паттерн № 2 с помощью команды EDIT > Paste главного меню или нажатием комбинации клавиш <Ctrl> + <V>.
Вернемся к паттерну № 1 (нажав клавишу <•> или клавишу <1> цифровой клавиатуры в режиме Num Lock).
Удалим партию малого барабана, для чего отключим все кнопки матрицы, соответствующие каналу Snare.
Знакомство с редактором композиции Playlist
Итак, у нас есть два паттерна. Давайте попытаемся составить из них про-стейшую композицию.
Откроем окно редактора композиции Playlist (рис. 2.5, а) нажатием клавиши <F5> или кнопки (View playlist), расположенной на панели Shortcut.
Переключим FL Studio в состояние редактирования композиции, для чего на транспортной панели (см. рис. 2.1, а) включим режим SONG. Если до этого был установлен режим воспроизведения, то после переключения в режим SONG воспроизведение прекратится — нечего воспроизводить, композиции пока не существует.
Сделаем так, чтобы первые четыре такта композиции звучал паттерн № 1(без малого барабана), а начиная с пятого такта — паттерн № 2 (с малым барабаном). Для этого воспользуемся инструментом Paint (кисточка), доступным в окне Playlist. Нарисуем линию из четырех квадратиков на уровне надписи Pattern 1 и ряд квадратиков на уровне надписи Pattern 2, как показано на рис. 2.5, б.
Нажатием кнопки (Start) транспортной панели или клавиши <Про-бел> запустим композицию на воспроизведение и послушаем результат.
Точно такого же результата можно было бы добиться и другим способом.
Отредактируем существующие паттерны:
В паттерне № 1 присутствуют партии бочки и хэта, но отсутствует партия малого барабана (рис. 2.6, а);
В паттерне № 2 присутствует только партия малого барабана (рис. 2.6, б).
Перестроим нашу композицию так, как показано на рис. 2.7, а. В результате получится следующее: паттерн № 1 звучит сквозь всю композицию, а пат-терн № 2 вступает, начиная с четвертого такта, и воспроизводится параллельно с паттерном №1. Сравните с рис. 2.5, б, где паттерны 1 и 2 воспроизводятся последовательно. Второй способ более красив и нагляден, особенно если воспользоваться возможностью окна Playlist и присвоить трекам паттернов осмысленные названия.
Щелкнем правой кнопкой мыши на надписи Pattern 1, возникнет малень-кое окошко Pattern 1 name (рис. 2.7, б). Введем новое название (имя) трека паттерна № 1 и нажмем клавишу <Enter>.
Аналогичным способом переименуем трек паттерна № 2. Глядя на рис. 2.7, в, можно понять, когда в композиции звучат инструменты Kick (бочка) и HiHat (хэт), а когда вступает Snare (малый барабан).
Суть приведенных примеров проста: одного и того же результата в FL Studio можно добиться разными способами. Кроме того, следует уделять внимание совместимости разных паттернов и избегать ситуации, когда в звучащих параллельно паттернах будут задействованы одни и те же генераторы.
Добавление нового канала, изменение длины паттерна
Ударные в нашей композиции уже есть, теперь добавим бас.
Перейдем к редактированию паттерна № 3 (пока пустого). Нам нужно создать канал с мелодическим генератором басовых звуков (это кажется сложным, но делается просто).
По умолчанию в левой части главного окна FL Studio расположено окно браузера Browser. Если его не видно, нажмите клавишу <F8> либо кнопку (View browser) на панели Shortcut. В браузере следует выбрать нужный сэмпл, пресет с настройками виртуального синтезатора или пресет с настройками канала. Нам приглянулся пресет Triangle 303, доступный в папке Channel presets\TS404 браузера.
Чтобы добавить этот звук в наш проект, делаем следующее: захватываем мышью в браузере название понравившегося пресета, перетаскиваем его в окно пошагового секвенсора и отпускаем чуть ниже последнего канала (рис. 2.8, а).
В результате получаем новый канал Triangle 303 с подключенным виртуальным синтезатором и загруженным пресетом (рис. 2.8, б). В принципе, в нашем проекте имеется незадействованный канал Clap. Можно было бы перетащить пресет из браузера прямо на него — тогда новый канал заменил бы собою старый. При этом содержимое паттерна не изменяется.
В примере мы воспользовались функцией Drag & Drop (перетаскивание); тот же результат можно получить, используя контекстное меню браузера.
Щелкните правой кнопкой мыши на нужном пресете в браузере и выберите команду:
- Send to selected channel — загрузить пресет в выбранный канал;
- Open in new channel — загрузить пресет в новый канал.
Так или иначе, создан новый канал для партии баса. Запишем ритм партии баса в пошаговом секвенсоре (рис. 2.9, а).
Безусловно, для мелодического инструмента кроме ритма существенное значение имеет высота тона. Чтобы отредактировать ноты, выберем канал Triangle 303 и затем щелкнем на кнопке (Keyboard editor), расположенной в правой верхней части окна пошагового секвенсора. Откроется окно клавишного редактора (рис. 2.9, б). Каждому шагу секвенсора в этом окне соответствует своя виртуальная MIDI-клавиатура, расположенная вертикально. Клавиши, выделенные оранжевым цветом, соответствуют тем нотам, которые воспроизводятся на данном шаге паттерна. С помощью правой и левой кнопок мыши вы можете включать/выключать и перемещать эти ноты.
В результате получена примитивная партия баса. При этом мы заметили, что шагов секвенсора явно не хватает для того, чтобы сделать эту партию более сложной. Устраним эту проблему. В левой верхней части окна пошагового секвенсора имеется числовое поле Beats per bar for this pattern, в ко–тором задается количество шагов секвенсора для данного паттерна. По умолчанию в этом поле отображается –. Это означает, что количество шагов в паттерне определяется настройками проекта, а именно — значением параметра Beat. При необходимости с помощью поля Beats per bar for this pattern можно задать произвольное количество долей для выбранного паттерна, что мы и сделали (рис. 2.10, а).
Теперь можно немного усложнить ритм басовой партии (рис. 2.10, б).
Добавим в нашу композицию новый паттерн (рис. 2.11).
Невооруженным глазом видна разница длин нового и старых паттернов.