Когда вы установите RealGuitar, откроете окно VST плагина и окинете его беглым взглядом, то, скорее всего, у вас создастся впечатление, что программа достаточно проста. Но стоит только загрузить в плеер демонстрационную видео-композицию, вслушаться в ее звучание и проследить за пальцами музыканта, как вы непременно почувствуете, что за этой внешней простотой скрывается сложное внутреннее наполнение.
Такими и должны быть профессионально спроектированные программы: большие возможности, а значит, сложность структуры, — с одной стороны, и доступность для понимания, освоения основ применения программы пользователем — с другой. В окне RealGuitar не так уж много опций , но каждая из них существенно влияет на звучание инструмента. Некоторые из параметров RealGuitar не имеют аналогов в плагинах, рассмотренных нами в предыдущих главах. Экспериментируя с RealGuitar, не сразу удается распознать роль отдельных регуляторов и переключателей. Не понимая принципов , на которых базируется RealGuitar, вряд ли удастся применять этот плагин с толком, получая ту прекрасную музыку, которую способна исполнять эта виртуально-реальная гитара под управлением хорошо подготовленного пользователя. Поэтому рассказ о RealGuitar начнем с того, что охарактеризуем принципы, заложенные в плагин при его создании.
Многовариантность режимов исполнения
В RealGuitar предусмотрены пять режимов исполнения, выбираемых нажатием одноименных кнопок в окне плагина:
- Solo — полифонический режим для сольной игры (одновременно можно нажимать несколько клавиш, исполняя мелодическую партию или извлекая аккорды, как на обычной фортепианной клавиатуре);
- Harmony — монофонический режим (можно нажимать лишь по одной клавише поочередно) для игры заготовленными интервальными пресетами: квинта, кварта, октава, Power Chord 1 (квинта + кварта), Power Chord 2 (кварта + квинта);
- Chords — аккордовый режим: при взятии аккорда (в средней зоне клавиатуры) программа определяет тип аккорда, преобразует в реальном времени в шестиголосный гитарный аккорд, который и воспроизводит приемом down strum (удар по струнам сверху вниз с не одновременным, поочередным возбуждением каждой струны — бренчание);
- Bass & Chord — аккордовый режим для исполнения аккомпанирующих партий в стиле “басаккорд” (поочередное извлечение басовой ноты и аккорда);
- Bass & Pick — аккордовый режим для исполнения гитарных переборов.
Не путайте монофонический режим с монофоническим звуком. В монофоническом режиме невозможно одновременно извлечь звук более, чем одной ноты. Из нескольких нажатых клавиш плагин среагирует на единственную. Вместе с тем звук, который при этом сформируется, будет обладать стереофоническими свойствами.
Автоматическое распознавание аккордов
RealGuitar “понимает” и распознает 26 типов аккордов (включая септаккорды, нонаккорды и альтерированные аккорды) во всех обращениях и нотных комбинациях, даже с пропущенными ступенями. Аккорды можно брать методом “одной клавиши” (как в синтезаторах с функцией авто аккомпанемента):
- нажатие единственной клавиши вызывает исполнение мажорного аккорда;добавление черной клавиши снизу—минорного аккорда;
- добавление белой клавиши снизу—малого мажорного септаккорда(доминантсептаккорда);
- добавление белой и черной клавиш снизу—малого минорного септаккорда.
Например, мажорное трезвучие можно взять:
- в трех обращениях(по 3 ноты);
- без квинты;
- без терции.
Септаккорд можно взять:
- в четырех обращениях;
- без квинты;
- септимой (без терции и квинты);
- тоникой + белой клавишей снизу.
В табл. 6.1 приведены исчерпывающие сведения о типах аккордов, распознаваемых плагином. В правом столбце таблицы указаны ступени, необязательные для распознавания некоторых аккордов (их можно не брать в аккорде). Все аккорды (кроме мажорного и минорного трезвучий с секстой) распознаются в любых обращениях и комбинациях входящих в них звуков.
В табл. 6.1 представлены аккорды только для тоники до. Разумеется, плагин распознает аккорды, построенные и от остальных одиннадцати тоник.
Таблица 6.1. Типы аккордов, распознаваемые плагином
Обозначение | Пропущенные | Обозначение | Пропущенные | |
аккорда | ступени | аккорда | ступени | |
С | V, III | Cm9 | V | |
С6 | C7 | V, III + V | ||
Cadd9 | C7sus4 | |||
Csus4 | C7(♭5) | |||
Cmaj7 | V, V + lll | C7(♯5) | ||
Cmaj7(♭5) | C9 | V | ||
Cmaj7(♯5) | C9sus4 | V | ||
Cm | V | C7(♭9) | V | |
Cm6 | C7(♯9) | V | ||
Cm(add9) | C9(♭5) | |||
Cm7 | V | C7(add13) | V | |
Cm(maj7) | V | Cdim7 | III, VII, III + VII | |
Cm7(♭5) | III | Caug |
Деление MIDI-клавиатуры на функциональные зоны
Пяти октавная MIDI-клавиатура виртуально делится на три части:
- две зоны Repeat Key zone — зоны повтора по одной октаве (первая нижняя/левая и пятая верхняя/правая октавы);
- средняя главная зона (со второй по четвертую октавы).
В главной зоне в режиме Solo вы будете играть мелодию или брать аккорды “пофортепианному”, нажимая несколько клавиш поочередно или одновременно. В режиме Harmony здесь можно брать заранее заданные интервалы. А в режиме Chords в главной зоне методом “одной клавиши” извлекаются аккорды. Причем один и тот же аккорд прозвучит независимо от того, в пределах какой октавы главной зоны находится его тоника. Например, какую бы клавишу вы ни нажали — С2, С3 или С4 — прозвучит аккорд До мажор с одним и тем же набором звуков, хотя можно было бы ожидать, что соответствующие этим клавишам аккордовые тона должны по высоте отличаться на одну или две октавы. В плагине есть средства для изменения позиции, а значит и конкретного состава нот, соответствующих клавише, нажатой в режиме Chords, но о них мы поговорим позже.
Режимы Bass & Chord, Bass & Pick, если рассматривать их с точки зрения способа автоматического формирования аккорда, ничем не отличаются от режима Chords и являются его разновидностями, хотя аккорды звучат поразному (исполняются различными приемами).
Любая клавиша зон повтора (и нижней, и верхней) повторяет аккорд или ноту, взятые в главной зоне, причем черные клавиши играют приглушенные удары (muted sound) того же аккорда. К тому же через одну ноту чередуются up/down удары медиатора. Например, белые клавиши С5, Е5, G5 соответствуют удару up strokes, a D5, F5, А5 — удару down strokes.
Зоны повтора используются во всех трех основных режимах исполнения (Solo, Harmony, Chords). С их помощью двумя руками легко исполнять:
- аккордовое бренчание(strumming chords), чередуя удары up и down, причем одна рука берет нужные аккорды в главной зоне, а другая повторяет их, нажимая любую клавишу в зоне повтора (очень удобно, т.к. при сменах аккордов не меняется позиция хотя бы одной руки);
- тремоло и быстрые повторы как аккордов, так и отдельных нот и интервалов в режиме Solo;
- чередование приглушенных (muted) и полных звуков;
- арпеджио, или перебор (чередование в произвольном порядке и в произвольном темпе нот, входящих во взятый аккорд).
Схема раскладки клавиатуры (Keyboard Map) в режимах Solo и Harmony приведена на рис. 6.31, в режимах Chords, Bass & Chord и Bass & Pick — на рис. 6.32.
Рис. 6.31. Схема распределения функций клавиш MIDI-клавиатуры в режимах Solo и Harmony
Рис. 6.32. Схема распределения функций клавиш MIDI-клавиатуры в режимах Chords, Bass & Chord и Bass & Pick
Левая фаница жестко установлена на С1, правая назначается в окне Setup (см. разд. 6.21.2). По умолчанию выбрано C1—С6, т. е. 5 октав . При любых выбранных значениях правой границы (С3, С4, С5 или С6, что соответствует диапазонам MIDI-клавиатуры в 2, 3, 4 или 5 октав ) в аккордовых режимах верхняя октава диапазона всегда является зоной повтора. В режимах Solo и Harmony при маленьких диапазонах клавиатуры (2—4 октавы) правая зона повтора исчезает, зато не уменьшается рабочий диапазон главной зоны.
Соответствие тембра звучания взятых нот струнам и ладам
Все аккорды, интервалы и отдельные ноты исполняются приемами:
- down — удар по струне сверху вниз;
- up — удар по струне снизу вверх;
- muted — приглушенный удар.
Струны в аккорде звучат не одновременно. Как и при игре на настоящей гитаре, они возбуждаются поочередно. В плагине регулируется разница во времени начала звучания двух соседних струн (Strum time), которая у реальных гитар зависит от скорости движения пальцев правой руки, наносящей удар. Использование разных сэмплов при чередовании up и downударов существенно приближает звучание плагина к реальному.
Одна из главных особенностей плагина, придающая звучанию достоверность, заключается в том, что разные голоса аккордов и интервалов воспроизводятся наборами сэмплов от соответствующих струн (первый голос — первая струна, второй голос — вторая струна и т. д.).
Многослойность сэмплов и зависимость характера звучания от параметра Velocity
Одна из основных проблем синтеза правдоподобного звучания любого музыкального инструмента состоит в том, что нужно имитировать неидеальность игры на реальном инструменте, когда даже одна и та же нота, многократно сыгранная музыкантом, обязательно всякий раз звучит по-другому. Звук то тише, то громче; он возникает то резко, то плавно, постепенно. Тон то чуть выше номинального, то чуть ниже. Один раз после удара медиатором прозвучит только сама струна, а в другой раз гитарист заденет гриф или корпус гитары и послышится щелчок или удар. Порой весь аккорд успеет “до-звучать”, а бывает, некоторые его звуки прервутся, потому что пальцы левой руки уже освободили струны. В общем, каждый звук, извлеченный исполнителем человеком из реального инструмента, неповторим. А вот звуки, формируемые обычными синтезаторами, напротив, получаются излишне правильными и одинаковыми, что сразу же замечает слушатель. Поэтому в виртуальных синтезаторах, претендующих на точное моделирование настоящих инструментов, принимаются меры для внесения разнообразия в звучание даже одинаковых нот. В этом плане разработчики RealGuitar пошли значительно дальше своих конкурентов. В плагине реализованы все методы оживления звука, какие только есть в виртуальных синтезаторах, и кое-что изобретено сверх того. Здесь мы поговорим только об одном аспекте синтеза — использовании информации, заложенной в параметре Velocity.
В MIDIсообщении о включении ноты данный параметр соответствует скорости перемещения клавиши при ее нажатии, фактически — силе удара по клавише.
Само собой разумеется, что в плагине громкость звучания нот и аккордов зависит от значений параметра Velocity. Для того чтобы использовать эту возможность при игре в реальном времени, необходима MIDI-клавиатура, чувствительная к силе удара по клавишам. Если вы записываете музыку не с MIDI-клавиатуры, а, например, путем редактирования отпечатков клавиш в клавишном редакторе секвенсора программы хоста, то у вас есть возможность изменять значения параметра графическим способом.
Но кроме обычной зависимости громкости звука от значения Velocity разработчики плагина предусмотрели ряд других мер, направленных на оживление игры . Сэмплы плагина организованы в несколько слоев. То есть одной и той же клавише, в принципе, соответствуют разные по динамике и тембру звуки: резкий громкий удар; рывок струны, заставляющий ее колебаться
С большой амплитудой и вызывающий призвук дребезга; нежное касание, порождающее звучание, почти свободное от обертонов, и много других разнообразных по звучанию сэмплов.
В плагине номер слоя сэмплов, который будет задействован при очередном нажатии клавиши, сложным образом зависит и от Velocity, и от выбранного пользователем одного из заранее заданных логических алгоритмов и его параметров. Собственно алгоритмы разработчики не раскрывают, однако, прислушавшись, можно понять, что в них имеются признаки зависимости номера слоя от Velocity и присутствует элемент случайности выбора. Часто звук формируется путем одновременного воспроизведения сэмплов, принадлежащих разным слоям. При этом заметно, что сами сэмплы обрабатываются различными способами (например, по-разному фильтруются, а их огибающим придаются разные формы).
Для исполнителя это означает, что, как и при игре на реальной гитаре, он практически всегда будет извлекать следующий звук отличающимся по тембру от предыдущего. А чтобы игра была стилистически ровной, он должен обучаться выполнению однотипных ударов по клавишам. Все как на настоящей гитаре.
Заметим, что если у вас есть даже небольшие навыки игры на реальной гитаре, то научиться играть “по-гитарному” через плагин на MIDI-клавиатуре вы сможете очень скоро.
Опции окна плагина
После ознакомления с основополагающими принципами построения и функционирования плагина перейдем к его графическому интерфейсу. Окно плагина RealGuitar представлено на рис. 6.33.
Рис. 6.33. Окно плагина RealGuitar
Условно окно плагина RealGuitar по вертикали можно поделить на три области. Перечислим их сверху вниз:
- область выбора и настройки параметров гитары и эффектов;
- область виртуального грифа;
- область выбора и настройки режимов исполнения.
Рассмотрим опции, имеющиеся в каждой из областей.
Область выбора и настройки параметров гитары и эффектов
Область выбора и настройки параметров гитары и эффектов графически оформлена в виде части верхней деки типичной акустической гитары (рис. 6.34). Щелчком на поле, выполненном в виде изображения струнодержателя (на рис. 6.34 это поле видно под надписью RealGuitar), открывается меню выбора вида гитары (рис. 6.35).
Рис. 6.34. Область выбора и настройки параметров гитары и эффектов (“дека” гитары)
Рис. 6.35. Меню выбора вида гитары
Можно выбрать акустическую гитару одного из семи видов. Из их названий, приведенных в меню, ясно, что доступны:
- четыре разновидности шестиструнных гитар со стальными струнами, среди них есть медиаторные (Picked) и пальцевые (Fingered) гитары, при чем одна из них функционирует в режиме Doubling, заменяя собой две играющие в унисон гитары;
- две разновидности шестиструнных гитар с нейлоновыми струнами;
- одна двенадцатиструнная гитара.
По умолчанию не загружены сэмплы ни одной гитары, поэтому даже если плагин подключен к хосту, звука не будет.
После того как вы выберете одну из моделей гитар, начнется загрузка соответствующих ей сэмплов с диска в плагин (в оперативную память компьютера). Рассматриваемое поле превратится в прогресс-индикатор, отображающий ход загрузки сэмплов (рис. 6.36, а). А по завершении их загрузки в поле появится название выбранной гитары и будет отображен объем памяти, занятой загруженными сэмплами (рис. 6.36, б).
а
б
Рис. 6.36. Идет загрузка сэмплов выбранной гитары (а); сэмплы загружены (б)
Ниже расположен черный дисплей, по виду напоминающий звукосниматель, который иногда устанавливается на акустическую гитару вблизи нижнего порожка. На этом дисплее отображается информация, смысл которой зависит от режима работы плагина и действий пользователя. Например, здесь вы можете увидеть обозначение текущего аккорда (рис. 6.37, а), поступившего с трека секвенсора программы хоста или сыгранного на MIDI-клавиатуре. Если указатель мыши нацелен на какойлибо регулятор , расположенный в окне плагина, то на дисплее отображаются название и численное значение параметра, соответствующего данному регулятору (рис. 6.3.7, б).
a б
Рис. 6.37. Варианты содержимого информационного дисплея
В левой верхней области “деки гитары” находятся три регулятора, влияющие на параметры выходного сигнала. Регулятор Volume изменяет в пределах +/10 дБ громкость (уровень сигнала на выходе плагина). Регуляторами high и low (группа EQ) также в пределах +/10 дБ изменяются уровни высокочастотных и низкочастотных составляющих в спектре гитарного сигнала, т. е. они действуют подобно двухполосному регулятору тембра.
Плагин позволяет в зависимости от силы ударов по клавишам получать различную динамику звучания инструмента. Коснетесь клавиши нежно — звук гитары будет мягким, как будто вы слегка тронули струну, ударите по клавише сильно — звучание гитары наполнится энергией. Это стало возможным благодаря тому, что сэмплы в плагине организованы в соответствии с принципом многослойности. Поэтому на одну клавишу приходится не один сэмпл, а несколько, отличающихся силой удара по струне и даже характером звукоизвлечения. Какой именно сэмпл зазвучит в конкретной ситуации — зависит от текущего значения параметра Velocity, содержащегося в сообщении о нажатии клавиши и посылаемого либо с MIDI-клавиатуры, либо с трека секвенсора. Как вы уже знаете, конкретный алгоритм, определяющий эту зависимость, составляет ноу-хау разработчиков. Регулятор Accent позволяет в пределах от 0 до 127 изменять степень влияния значения параметра Velocity на выбор сэмплов разной динамики. Под этим регулятором расположен переключатель пяти режимов чередования сэмплов при повторении одной ноты. При значении 1 счетчика переключателя по случайному алгоритму чередуются до трех разных сэмплов, при значении 5 — до 11 разных сэмплов. В итоге получается, что, как и при игре на настоящей гитаре, даже одна и та же нота, сыгранная несколько раз подряд, звучит по-разному.
Кнопка AUTO служит переключателем алгоритмов Auto/Manual смены ладовой позиции на виртуальном грифе. Алгоритм Auto функционирует только в мелодических режимах (Solo, Harmony). Его суть состоит в том, что положение виртуального каподастра автоматически изменяется в зависимости от последовательности исполняемых на клавиатуре нот.
Настоящий каподастр представляет собой зажим, который надевается на гриф гитары и при этом как бы передвигает верхний порожек, искусственно укорачивая длину колеблющейся части струны.
При включенном алгоритме Manual можно щелчком на нужном ладу виртуального грифа изменить позицию (при этом звучание сильно меняется, т. к. используются сэмплы, соответствующие другим ладам).
Познакомимся с элементами управления , расположенными в правой части области выбора и настройки параметров гитары и эффектов. Некоторые из них всегда доступны (HOLD , Strum time, Release time). Другие, по существу, располагаются в необычно оформленных диалоговых окнах (границы которых незаметны на фоне изображения деки гитары) и появляются/скрываются по мере обращения к этим окнам с помощью команд меню, облик которого тоже далек от традиционного. О них речь пойдет позже.
Рассмотрим опции, постоянно присутствующие в правой части “деки” гитары.
Кнопка HOLD принимает два состояния “включено/выключено” и заменяет педаль Sustain. В режиме Solo кнопка HOLD действует особым образом : функция педали Sustain переходит на любую нажатую и удержанную клавишу в главной зоне клавиатуры, т. е. все последующие ноты педализируются и выключаются только при отпускании первой нажатой клавиши. При включенной кнопке HOLD в режиме Solo работает алгоритм 12 Steps Mono: в гаммообразных мелодических линиях (с шагом в полутон или тон) педализируется только новая нота, а предыдущая выключается. Не очень понятно? Приведем два примера — а вы, немного освоившись с программой, повторите их на практике.
Пример 1. Попробуйте сделать так:
- Включите режим Solo (нажмите кнопку Solo) и нажмите кнопку HOLD.
- Нажмите и удерживайте любую клавишу в нижнем диапазоне, например Е1.
- Выше этой ноты на клавиатуре сыграйте арпеджио (например, Ми мажор) стаккато: все ноты арпеджио будут звучать Sustain (на педали, которую заменила удержанная басовая нота Е1).
- Отпустите клавишу Е1 — все тянущиеся звуки выключатся, т. е. действие Sustain прекратится.
Более того, если педальную ноту (в нашем случае Е1) повести легато в ноту F#1, то E1 выключится и функция педали перейдет к F#1. При этом остальные ноты, пришедшиеся на время действия педали, будут продолжать “гудеть”.
Таким способом можно вести гаммообразную мелодию в одном из голосов (в нашем случае — бас) при полном Sustain остальных, что невозможно при обычном применении педали.
Пример 2. Проиллюстрируем действие алгоритма 12 Steps Mono. Таким же способом сыграйте приемом стаккато при удержанной клавише Е1 не арпеджио, а гамму Ми мажор (Е2, F#2, G#2, А2, В2). Вы непременно заметите, что:
Е2 будет тянуться до тех пор, пока вы не нажмете F#2;
F#2 будет тянуться до тех пор, пока вы не нажмете G#2, и т. д.
Таким образом, в случае любой удержанной клавиши и при гаммо-образном движении дальнейшей мелодии интервалы полутон тон не тянутся (не педалируются), а выключают предыдущую ноту (находятся в монорежиме друг к другу) подобно нотам, сыгранным на одной струне гитары. Терции и большие интервалы мелодии при этом педалируются как обычно в полифоническом режиме, т. е. “гудят” все ноты.
В RealGuitar так же точно, как описано в примерах, ведет себя сама Sustain Pedal (контроллер ), но при этом кнопка HOLD должна быть выключена, т. к. она блокирует контроллер Sustain Pedal.
Продолжим знакомиться с элементами области выбора и настройки параметров гитары и эффектов.
Регулятор Strum time в пределах 20—60 мс изменяет время арпеджированного исполнения аккордов, а также величину временного разброса одновременно сыгранных нот в режимах Solo и Bass & Pick.
Регулятор Release time в пределах 50—200% уменьшает/увеличивает длительность фазы затухания звука в звучании гитары. При малых значениях параметра гитара звучит коротко, при больших — протяжно.
По верхней части периметра “деки гитары” располагаются элементы управления, каждый из которых по замыслу дизайнера, создававшего графику плагина, означает утолщение на оконечности струны, с помощью которой она фиксируется струнодержателем. На самом деле эти “пимпочки ” играют роль то ли кнопок, то ли команд меню, обеспечивающих доступ к диалоговым окнам и различным наборам регуляторов. Для простоты будем называть такие элементы управления кнопками.
Одиночная кнопка Setup, расположенная в левой части окна плагина, открывает диалоговое окно, предназначенное для настройки ряда параметров, влияющих на функционирование плагина (рис. 6.38).
Рис. 6.38. Диалоговое окно, открываемое нажатием кнопки Setup
В группе Pitch находятся два регулятора:
- Coarse — грубой перестройки высоты тона в пределах +/12 полутонов;
- Fine — точной подстройки высоты тона в пределах +/100 центов (цент — сотая часть полутона).
- группе Modulation расположены регуляторы, управляющие параметрами низкочастотного генератора, реализующего модуляцию:
- Depth — глубина модуляции в пределах 0—100%;
- Freq — частота модуляции в пределах 0,2—8,0 Гц.
Переключателем Chord Detect time (ms) вы можете в пределах 0—50 мс регулировать время распознавания аккордов, добиваясь, чтобы распознавание производилось надежно, т. е. чтобы ошибки были редкими.
С помощью переключателей Keyboard range можно приспособить плагин к MIDI-клавиатуре, имеющейся в вашем распоряжении. Клавиатуры, как известно, отличаются количеством клавиш (диапазонами). Если на полях переключателей Keyboard range отображены, например, символы С1 и С6, то это соответствует диапазону главной зоны клавиатуры от ноты до первой MIDIоктавы до ноты до шестой MIDIоктавы.
Переключатель Display chords обеспечивает отображение аккордов либо с бемольными, либо с диезными ключевыми знаками.
Чтобы закрыть диалоговое окно Setup (см. рис. 6.38), щелкните на нем.
Итак, мы рассмотрели диалоговое окно, открываемое кнопкой Setup. Теперь обратите внимание на группу подобных кнопок, расположенных в правой части окна (см. рис. 6.34) — Noises, Sounds, Tremolo и Chorus. Они обеспечивают доступ к регуляторам параметров ряда эффектов. От того, какая из кнопок нажата, зависит содержимое и полное название группы MIXER (а в ряде случаев на месте группы MIXER появляются безымянные наборы опций коммутации и регуляторов).
Если нажата кнопка Noises, то группа MIXER Noises выглядит так, как показано на рис. 6.34. Опции этой группы позволяют подключать или отключать специфические гитарные эффекты, а также регулировать глубину каждого из них. На основе имеющихся сэмплов смоделированы следующие эффекты.
- Fret Noise — ладовый шум (звук, сопровождающий скольжение пальцев по ладам при смене позиций); регулятором Fret изменяется уровень громкости ладового шума.
- Release Noise — призвук снятия, возникающий при игре на настоящей гитаре в результате переходного процесса в те моменты, когда палец левой руки начинает отпускать струну, до этого прижатую к ладу. В RealGuitar призвук снятия автоматически формируется при отпускании каждой ноты. Чтобы его лучше услышать, отключите Fret Noise и сильно ударьте по клавише (лучше в режиме Solo). При отпускании должен включиться короткий звуковысотный призвук, громкость которого и регулирует ползунок Release.
- Pick — высокочастотный призвук медиатора в медиаторных гитарах (Picked), a Body — низкочастотный призвук корпуса гитары (звучит как “бум”) в пальцевых гитарах (Fingered), раздающиеся одновременно с взятием ноты (действуют во всех режимах). Регулятор Pick/Body управляет громкостью этих призвуков либо выключает их.
Чтобы более четко услышать действие регуляторов Release и Pick/Body, лучше записать фрагмент игры на MIDIтрек, включить воспроизведение в циклическом режиме и поработать регуляторами “на ходу”. Имеет также большое значение источник звука: на мультимедийных “средне-частотных” колонках небольшой мощности звучание призвуков может быть слышно неясно.
Если нажата кнопка Sounds, то в группе MIXER Sounds становятся доступными регуляторы относительной громкости трех компонентов звучания гитары (рис. 6.39).
Регулятор Muted управляет громкостью звука, характерного для приглушенного удара, регулятор Slow Strum — громкостью звука, соответствующего не быстрому арпеджио.
Ползунок Key sw FX регулирует громкость звучания Key Switch FX, т. е. любого из четырех дополнительных звуков (Harmonics, Mute, Palm Mute, Smacks), которые оперативно/временно выводятся на клавиши главной зоны в режиме Solo при удерживании любой черной клавиши Mute в зоне повтора.
Если нажата кнопка Tremolo (рис. 6.40), то появляется возможность включить эффект тремоло (амплитудное вибрато), щелкнув на кнопке-индикаторе желтого цвета, после чего она изменит свой цвет на зеленый. Регулятор Depth изменяет глубине амплитудного вибрато в пределах 0—10%, а регулятор Freq — его частоту в пределах 0,2—12,0 Гц.
Рис. 6.39. Элементы управления относительной громкостью компонентов звучания гитары
Рис. 6.40. Элементы управления амплитудным вибрато
И, наконец, кнопка Chorus дает доступ к опции включения эффекта “хорус” к регуляторам его параметров (рис. 6.41):
- Level—уровня в пределах 0—100;
- Freq 1—частоты модуляции в пределах 0,1—6,0Гц;
- Depth 1—относительной расстройки частоты голосов;
- Depth 2 — уровня комплексной модуляции сигналов голосов по амплитуде и задержке.
Рис. 6.41. Элементы управления эффектом “хорус”
Следует отметить, что эффекты реализованы высококачественно, в частности, удачно выбраны пределы регулировки значений их параметров.
Область виртуального грифа
Область виртуального грифа ни с чем не спутаешь (рис. 6.42).
Рис. 6.42. Виртуальный гриф
Виртуальный гриф предназначен для выполнения нескольких функций:
- показывает исполняемые ноты в точном соответствии визуального отображения и реального звучания (звучат сэмплы именно тех струн и ладов, которые отображаются на грифе);
- позволяет вручную менять позицию (во всех режимах исполнения). При щелчке правой кнопкой мыши на любом месте в пределах грифа полоска виртуального каподастра устанавливается на соответствующий лад и ограничивает доступ к сэмплам ладов, расположенных левее по грифу (за исключением 6й струны);
- в мелодических режимах (Solo и Harmony) реализована автоматическая смена позиции, изменяющая положение виртуального каподастра в зависимости от последовательности исполняемых на клавиатуре нот. Автоматический режим включается/отключается кнопкой AUTO (см. рис. 6.34).
Обращаем ваше внимание на то, что, в отличие от виртуального грифа программы Cakewalk SONAR, здесь нельзя записывать ноты, составляющие аккорд, щелчками на ладах и струнах виртуального грифа. Он служит только для перемещения каподастра и отображения нот, сыгранных на MIDI-клавиатуре или записанных на треке секвенсора.
Фактически установка каподастра на какой-либо из ладов равноценна тому, что исполнитель берет аккорд посредством большого баррэ.
Баррэ — это прием прижатия струн, заключающийся в том, что указательный палец левой руки прижимает на одном ладу одновременно несколько струн или все струны. Прижатие трех или четырех струн (считая от первой струны) называется малым баррэ, прижатие пяти или шести струн — большим баррэ.
При игре на реальной гитаре каподастр позволяет в любой тональности брать аккорды с использованием стандартной аппликатуры и не тратить лишние усилия на то, чтобы прижимать все шесть струн указательным пальцем левой руки.
На рис. 6.43, а, б показаны примеры различных позиций, соответствующих аккорду До мажор.
a
б
Рис. 6.43. Смена позиций при перемещении каподастра
Видно, что смена позиций достигнута путем перемещения виртуального каподастра. На рис. 6.43, а он как бы установлен на нулевой лад, что равноценно отсутствию каподастра, рабочая длина каждой из струн определяется расстоянием между верхним и нижним порожками.
На рис. 6.43, б каподастр установлен на первый лад. Теперь рабочая длина набора струн определяется расстоянием от каподастра (точнее, от первого лада) до нижнего порожка. Позиция изменилась — и изменилась аппликатура. Тембр звучания аккорда отличается от того, который соответствовал предыдущей позиции.
Область выбора и настройки режимов исполнения
Область выбора и настройки режимов исполнения (далее нижняя область) представлена на рис. 6.44.
Рис. 6.44. Область выбора и настройки режимов исполнения, выбран режим Solo
Напомним, что в плагине реализованы пять различных режимов исполнения:
- Solo — полифонический режим для игры сольных партий;
- Harmony — монофонический режим для игры параллельными интервалами и аккордами;
- Chords — аккордовый режим для исполнения аккомпанирующих Strummingпартий;
- Bass & Chord — аккордовый режим для исполнения аккомпанирующих партий в стиле бас-аккорд;
- Bass & Pick — аккордовый режим для исполнения гитарных переборов.
Кроме того, есть три особых режима;
- Direct — прямой доступ к сэмплам плагина;
- RnC — работа под управлением MIDI-плагина MusicLab Rhythm’n’Chords 2.5 Pro (только совместно с виртуальной MIDI и аудио-студией Cakewalk SONAR [9, 11]);
- Pattern — работа под управлением стилевых паттернов.
Последние два особых режима недоступны из FL Studio.
Режимы выбираются нажатием одной из пяти кнопок, расположенных в нижней области окна.
Некоторые элементы управления видны во всех режимах. Кроме кнопок Solo, Harmony, Chords, Bass & Chord, Bass & Pick, это, прежде всего, кнопки Reset, Direct, RnC и Pattern.
Кнопка Reset восстанавливает все измененные параметры (во всех режимах) в исходные (“заводские”) значения. О кнопке Direct есть смысл поговорить подробнее.
Режим Direct
Кнопка Direct включает режим прямого доступа к многоканальному сэмплеру плагина (режим Direct), что дает возможность использовать все внутренние звуки напрямую, выбирая соответствующий входной канал на треке (при этом отключены все интеллектуальные преобразования). В режиме Direct нижняя область окна принимает облик, представленный на рис. 6.45.
Рис. 6.45. Нижняя область окна в режиме Direct
Вы видите, что здесь нет элементов управления. Надписи, имеющиеся в нижней области окна, по сути дела, представляют собой памятку. Они подсказывают пользователю, по каким MIDIканалам следует передавать сообщения для того, чтобы напрямую обращаться к различным слоям сэмплов, соответствующим ударам того или иного типа.
Для создания гитарного звука применен принцип многоканального моделирования — разные каналы предназначены для исполнения разных приемов, дополнительных звуков и шумов. Хотя в них могут быть загружены и одинаковые сэмплы, но сделаны различные канальные настройки громкости, огибающей значений параметра Velocity, фильтров и т. п. Полезно иметь представление о распределении MIDIканалов:
- каналы 1 и 2 — для исполнения Up/Down strum;
- канал 5 — для исполнения Slow strum;
- каналы 6 и 7 — для исполнения Solo Up/Down/Slides;
- каналы 3 и 4 — для исполнения Mute Up/Down;
- каналы 8, 9, 10 и 11 — соответственно для каждого из четырех Mute Key Switch FX.
В нижней области окна плагина имеются три группы опций. Слева находится группа Velocity switch FX, внешний вид которой не зависит от выбранного режима (изменяется лишь содержание раскрывающегося списка). По центру нижней области окна расположена группа, на состав опций которой выбранный режим исполнения влияет существенно. Правая группа в любом режиме выглядит и функционирует одинаково.
Рассмотрим назначение опций левой и правой групп. Центральную группу есть смысл рассматривать одновременно с описанием особенностей режимов исполнения.
Группа Velocity switch FX
В группе Velocity switch FX (рис. 6.46) собраны опции, позволяющие управлять функцией Velocity switch FX. Суть функции заключается в том, что она включает автоматическое исполнение выбранного приема при значении Velocity сыгранной ноты (нот), выше или ниже указанного порога.
Рис. 6.46. Группа Velocity switch FX
Счетчик Velo предназначен для выбора порогового значения Velocity.
Переключатель Steps определяет количество полутонов в исполнении приемов Slide (скольжение) и Bend (подтяжка), а регулятор Time — продолжительность исполнения приема. Сами приемы выбираются в раскрывающемся списке, содержание которого для режима Solo представлено на рис. 6.47, а, для режима Harmony — на рис. 6.47, б, для режимов Chords и Bass & Chord — на рис. 6.47, в и, наконец, для режима Bass & Pick — на рис. 6.47, г.
а б
в
г
Рис. 6.47. Варианты раскрывающегося списка выбора приема исполнения для различных режимов
Приемы исполнения мы опишем позже, когда будем анализировать особенности различных режимов исполнения.
Правая группа опций
В правой группе (рис. 6.48) собраны опции, предназначенные для выбора формы огибающей параметров Velocity и трех MIDIконтроллеров.
Рис. 6.48. Опции выбора параметров контроллеров
Нажатием одной из кнопок Velo curve выбирается одна из четырех разновидностей огибающей Velocity (ее приблизительная форма показана непосредственно на каждой из кнопок).
Ниже расположены раскрывающиеся списки и переключатели, позволяющие назначить определенные функции и выбрать параметры для следующих контроллеров:
- Р .В. (Pitch Bender) — соответствует колесу сдвига высоты тона, имеющемуся на MIDI-клавиатуре;
- M.W. (Modulation Wheel) — соответствует колесу модуляции, имеющемуся на MIDI-клавиатуре;
- А .Т. (After Touch) — соответствует датчику силы давления на нажатые клавиши (не все MIDI-клавиатуры обладают чувствительностью к After Touch).
По вашему выбору контроллер Р.В. можно:
- отключить (выбором варианта Off в раскрывающемся списке);
- назначить для управления исполнением аккордового слайда (Slide);
- назначить для управления сдвигом высоты тона (Pitch).
Аналогично контроллер M.W. можно:
- отключить (Off);
- назначить для управления сдвигом высоты тона (Pitch);
- назначить для управления модуляцией (Modulation);
- назначить для управления исполнением аккордового слайда (Slide). Наконец, контроллер А.Т. можно:
- отключить (Off);
- назначить для управления сдвигом высоты тона (Pitch);
- назначить для управления модуляцией (Modulation).
Особенности режимов исполнения
Теперь пришел черед рассмотреть особенности каждого из режимов Solo, Harmony, Chords, Bass & Chord, Bass & Pick. Внешне различия проявят себя в изменении состава центральной группы опций, расположенной в нижней области окна. Будет изменяться также содержимое раскрывающегося списка группы Velocity switch FX.
Режим Solo
Режим Solo включается нажатием одноименной кнопки. При этом область выбора и настройки режимов исполнения в окне плагина приобретает вид, представленный на рис. 6.49.
Рис. 6.49. Нижняя область окна плагина в режиме Solo
Обратите внимание на среднюю зону. В ней выше других элементов управления расположен раскрывающийся список Mute key switch FX (рис. 6.50).
Рис. 6.50. Список Mute key switch FX — меню выбора дополнительных звуков
- Harmonics — флажолеты;
- Mute — приглушенный удар левой рукой;
- Palm Mute — приглушенный удар ладонью правой руки;
- Smacks — набор шумов-стуков по корпусу.
Ниже списка расположены кнопки группы 12 Steps, влияющие только на исполнение гаммо-образных пассажей (с шагом в полутон или тон):
- Mono — включает режим, в котором при педалировании (использовании Sustain Pedal либо режима Hold) любая последующая нота, сыгранная на расстоянии тона/полутона, выключает предыдущую;
- Legato — включает режим, в котором при игре легато все ноты, отстоящие друг от друга на расстояние тон/полутон, звучат без атаки (независимо от состояния Sustain Pedal).
- режиме Solo (в отличие от остальных режимов) кнопка HOLD работает не просто как нажатая педаль (Sustain Pedal). При включенной кнопке HOLD функцию Sustain оперативно выполняет любая последняя удержанная клавиша.
Режим Harmony
Вид нижней области окна плагина в режиме Harmony представлен на рис. 6.51.
Рис. 6.51. Нижняя область окна плагина в режиме Harmony
В режиме Harmony нажатие одной клавиши в главной зоне MIDI-клавиатуры (E1—В4) воспроизводит готовый интервал/аккорд, построенный от взятой ноты. Предусмотрено шесть пресетных вариантов:
- 4th down — к взятой ноте добавлена кварта снизу;
- 5th up — к взятой ноте добавлена квинта сверху;
- Octave — к взятой ноте добавлена октава сверху;
- Power chord 1 — к взятой ноте добавлены квинта + кварта сверху;
- Power chord 2 — к взятой ноте добавлены кварта + квинта сверху;
- 2 Octaves — к взятой ноте добавлены 2 октавы сверху.
Клавиши обеих зон повтора (правой и левой) повторяют взятый в главной зоне интервал. Черные клавиши соответствуют удару Mute.
Режим Chords
Вид нижней области окна плагина в режиме Chords показан на рис. 6.52.
Рис. 6.52. Нижняя область окна плагина в режиме Chords
Кнопки Chord Position предназначены для выбора различных диапазонов мелодической позиции при построении аккордов:
- I — диапазон верхнего голоса Е2—G#2;
- II — диапазон верхнего голоса G2—В2;
- III — диапазон верхнего голоса А#3—D3;
- IV — диапазон верхнего голоса С#3—F3;
- Kbd — выбор позиции зависит от местоположения взятого на клавиатуре аккорда (границы — клавиши ми каждой октавы).
На рис. 6.53, а, б, в приведен пример аккорда До мажор, взятого в трех различных мелодических позициях (соответственно нажаты кнопки I, II, III).
а
б
в
Рис. 6.53. Аккорд До мажор, взятый в трех различных мелодических позициях
Переключатель Strings служит для выбора количества звучащих в аккорде струн/голосов (от 1 до 6).
В режиме Chords программа распознает взятый в главной зоне аккорд (определяются тип и тоника аккорда, а его название появляется на черном информационном дисплее), мгновенно строит его гитарный вариант (учитывая установленную мелодическую позицию — Chord Position, а также положение каподастра на грифе — Fret Position) и воспроизводит его приемом Down Strum.
Клавиши обеих зон повтора (правой и левой) повторяют взятый в главной зоне аккорд приемами Strum и Muted Strum. Черные клавиши всегда играют Muted Strum, белые — при удерживании аккорда в главной зоне клавиатуры играют Strum, а при отпускании — Muted Strum. Приемы Up и Down чередуются через одну клавишу, как для белых, так и для черных (в левой зоне С1 — Up Strum, в правой зоне С6 — Down Strum).
Режим Bass & Chord
Вид нижней области окна плагина в режиме Bass & Chord представлен на рис. 6.54.
Рис. 6.54. Нижняя область окна плагина в режиме Bass & Chord
Назначение кнопок Chord Position то же, что и в режиме Chords.
Переключатель Strings служит для выбора количества струн/голосов (от 1 до 5) в аккорде Strum, воспроизводимом клавишами зоны повтора.
Кнопка Alter Bass включает автоматическое чередование басовой ноты (Bass I) в альтернативной басовой ноты (Bass II) при повторном взятии того же аккорда в главной зоне.
Кнопка Bass Mono включает монофонический режим для нот Bass I и Bass II (с началом воспроизведения одной выключается звучание другой).
В режиме Bass & Chord программа распознает взятый в главной зоне аккорд и строит его гитарный вариант. При этом учитывается установленная мелодическая позиция (Chord Position), а также положение виртуального каподастра на грифе (Fret Position). Программа воспроизводит самую нижнюю по звуковысотности тоническую ноту аккорда (Bass I), как правило, на 5й или 6й струне.
В режиме Bass & Chord клавиши повтора правой зоны имеют следующие функции:
- С 5 — играет Bass I (Root note);
- D5 — Bass II (альтернативный бас, как правило, V ступень);
- другие клавиши правой зоны (Е5—С6), как и клавиши левой зоны (C1—D#1) ударами Strum воспроизводят верхние голоса (14) аккорда, белые — полное звучание, черные — приглушенное. Через одну клавишу чередуются Up Strum и Down Strum.
Режим Bass & Pick
Вид нижней области окна плагина в режиме Bass & Pick показан на рис. 6.55.
Рис. 6.55. Нижняя область окна плагина в режиме Bass & Pick
В режиме Bass & Pick программа распознает взятый в главной зоне аккорд, строит его гитарный вариант (учитывая установленную мелодическую позицию — Chord Position, а также положение каподастра на грифе — Fret Position) и воспроизводит ноту Bass I этого аккорда. Клавиши правой зоны повтора служат для воспроизведения индивидуальных голосов построенного аккорда. Можно сказать, что в данном случае они являются виртуальными струнами.
Функции “струнных” клавиш правой зоны повтора:
- С 5 — играет Bass I (Root note);
- D5 — играет Bass II (альтернативный бас, как правило, V ступень);
- Е 5 — играет ноту четвертой струны;
- F5 — играет ноту третьей струны;
- G5 — играет ноту второй струны;
- А5 — играет ноту первой струны.
Остальные клавиши этой зоны — дополнительные и работают в зависимости от значения, выбранного для параметра Addon string keys.
Клавиши повтора левой зоны (C1—D#1) воспроизводят верхние голоса (1—4) аккорда Strum; белые — полное звучание, черные — заглушённое. Удары Up strum и Down чередуются через одну клавишу.
Назначение кнопок Chord Position такое же, как и в режиме Chords.
Параметр Addon string keys принимает одно из двух значений (Unison или Chromatic) и оказывает влияние на функции дополнительных “струнных” клавиш:
- Unison — дополнительные струны клавиши правой зоны повтора дублируют основные:
- С#5 Bass II;
- D#5 — 4 струна;
- F#5 — вторая струна;
- G#5, А#5, В5, С6 — первая струна;
- Chromatic — дополнительные струны клавиши становятся хроматическими и воспроизводят ноты на пол тона ниже основных (С#5 на пол тона ниже Bass II, D#5 на пол тона ниже ноты четвертой струны, F#5 на пол тона ниже ноты второй струны, G#5 на пол тона ниже ноты первой струны), в то время как клавиши А#5—С6 являются хроматическими вверх от ноты первой струны.
Кнопка Alter Bass включает автоматическое чередование Bass I и Bass II, когда тот же аккорд повторно берется в главной зоне.
Кнопка Bass Mono включает моно режим для нот Bass I и Bass II (с началом воспроизведения одной выключается звучание другой).
VSTинструмент RealGuitar можно использовать для “живого” исполнения в реальном времени гитарных партий на MIDI-клавиатуре. Приведенное описание позволяет научиться этому. Но композиции компьютерных музыкантов, как правило, содержат много партий и, конечно же, создаются не для того, чтобы демонстрировать виртуозное владение элементами управления какого-либо синтезатора в реальном времени. Поэтому, поиграв какое-то время на MIDI-клавиатуре и разобравшись с назначением рукояток, регуляторов и кнопок VSTинструмента RealGuitar, в дальнейшем есть смысл использовать его так же, как любой другой виртуальный синтезатор. При этом и запись самих нот гитарной партии, и оперативный выбор типа удара, которым программе предстоит воспроизвести очередную ноту, удобно выполнять в клавишном редакторе программы хоста.