Сформулируем задачу: все организационные проблемы решены (помещение подготовлено, микрофон подключен к компьютеру), есть музыкальная композиция, требуется записать вокал или игру “живого” инструмента с микрофона. Нажатием клавиши <F9> откройте окно Mixer. В этой статье мы достаточно подробно рассказали о том, какие бывают микшеры, и о том, как работать с микшером FL Studio. Однако мы намеренно не стали там рассматривать нижнюю часть окна Mixer, содержащую поля IN, OUT и REC. Об этом уместно поговорить именно сейчас.
В полях IN, OUT и REC независимо для каждого модуля микшера задаются входной, выходной порты и путь к записываемому звуковому файлу соответственно.
Выберите какой-нибудь незанятый модуль FX микшера (в своем примере мы выбрали FX 23). Щелкните на поле IN (входной порт). Откроется список входных аудиопортов (рис. 7.5, а). Состав списка портов зависит от модели звуковой карты и версии аудиодрайвера.
Предпочтительнее всего использовать звуковые драйверы ASIO, т. к. они в наибольшей степени реализуют возможности звуковой карты.
В нашем примере используется звуковая карта SB Audigy с драйвером. Нужно выбрать тот порт, на который подается сигнал от микрофона. Таковыми могут являться порты Mic In L – Mic In R (стереопара микрофонного входа), Analog Mix L – Analog Mix R (микс сигналов, поступающих через аналоговые входы — определяется настройками микшера звуковой карты), SPDIF In L – SPDIF In R (цифровой порт S/PDIF, если к нему подключен внешний высококачественный АЦП), Auxiliary 2 L – Auxiliary 2 R (дополнительный линейный вход). Возможны и другие варианты. При выборе порта следует ориентироваться на его название.
Щелкните на поле OUT (выходной порт). Откроется список выходных аудиопортов. В качестве выходного порта можно выбрать не только физически существующий выход звуковой карты, но и другой модуль микшера. Какой порт выбрать? По умолчанию в качестве выходного порта микшера выбран мастермодуль микшера (Master). В этом случае сигнал, поступающий на модуль микшера с выбранного входного аудиопорта, будет направлен в общий микс. Такая схема прохождения сигнала соответствует внутреннему мониторингу. Если звуковая карта является многоканальной, то сигнал, поступающий от внешнего источника, можно вывести на отдельный физический выход карты. Например, если в нашем примере выбрать порт Rear L/R, то сигнал пойдет на выходы звуковой карты, соответствующие тыловым каналам акустической системы 5.1.
Если вы решили использовать внешний мониторинг, то сигнал, поступающий в FL Studio от внешнего источника, не должен поступать на выходные порты FL Studio. Можно попробовать заглушить модуль микшера, переместив регулятор громкости в крайнее нижнее положение. Это ничего не даст, т.к. заглушенный таким способом сигнал невозможно записать. Следует поступить так: в качестве выходного порта выбрать любой свободный модуль FX микшера (в нашем примере — FX 24) и уже этот модуль заглушить с помощью регулятора громкости.
Рис. 7.5. Окно Mixer, выбор входного (а) и выходного (б) аудиопортов
Входной и выходной порты для выбранного модуля FX заданы. Продолжаем работу с окном Mixer. Теперь нужно определить звуковой файл, в который будет записываться сигнал от внешнего источника. Для этого щелкните на надписи REC, расположенной в правом нижнем углу окна Mixer. Откроется стандартное диалоговое окно для присвоения имени звуковому файлу. Чтобы в дальнейшем не запутаться, имеет смысл хранить звуковые файлы в той же папке, где находятся остальные файлы проекта. Или, что еще предпочтительнее, создать в папке проекта подкаталог AUDIO и хранить звуковые файлы проекта в нем.
До начала записи вам следует с помощью микшера звуковой карты выполнить необходимую коммутацию и установить оптимальный уровень входного сигнала (подробно описывать здесь эту процедуру нет смысла, т. к. звуковые карты и соответствующие им драйверы микшеров могут быть самыми разными). Уровень сигнала контролируется с помощью измерителя уровня сигнала, расположенного слева от фейдера громкости нужного модуля FX микшера. Благодаря внутреннему мониторингу вы можете слышать сигнал от внешнего источника таким, каким он будет записан в звуковой файл. Вы можете обработать этот сигнал различными плагинами, однако лучше этого не делать. Пускай записанный сигнал будет “сухим” (dry), т.е. не содержит никаких искусственно созданных эффектов. В дальнейшем надо будет почистить файл от шумов, выровнять громкость и уже только потом применять эффекты реального времени.
Приступим к записи. На транспортной панели выберем режим SONG, нажмем кнопку записи, затем кнопку плей. Композиция начнет воспроизводиться, а сигнал от внешнего источника будет записываться в заданный файл.
По окончании записи следует нажать кнопку стоп.
Каковы результаты записи? Нажатием клавиши <F5> откройте окно Playlist.
В секции аудиотреков этого окна появится новый аудио-клип, соответствующий только что записанному звуковому файлу. Канал, соответствующий данному аудиоклипу, будет настроен на работу с выбранным ранее модулем FX микшера.
При записи партий вокала или живых инструментов приходится делать по нескольку дублей. Щелчком на поле REC микшера для каждого дубля нужно выбирать новый звуковой файл. В принципе, это несложно, т. к. программа будет подставлять предыдущее имя файла и добавлять в нему порядковый номер дубля. При записи дублей надо также позаботиться о том, чтобы записанные ранее дубли не звучали при воспроизведении проекта. Для этого в окне Playlist соответствующие аудиоклипы следует “задвигать” куда-нибудь за пределы записываемой части композиции.