Auto Filter — это один из самых примечательных плагинов программы Ableton Live, предназначенный для живых выступлений и эффектных трюков с динамической фильтрацией ваших партий.
Это эмуляция «аналогового» фильтра с возможностью выбора четырех классических видов среза: high-pass (фильтр низких), low-pass (фильтр высоких), band-pass (полосовой фильтр), и band-reject (вырез полосы).
Данный фильтр может также работать как эквалайзер, однако его возможности в обработке и фильтрации звука куда шире за счет нескольких навороченных автоматизированных секций.
В данной статье я подробно рассмотрю его интерфейс, функционал, регулируемые параметры и возможности применения.
Итак, начнем с самого наглядного. Для контроля параметров в плагине Auto Filter предусмотрен функциональныйX-Yграфический интерфейс:
Ухватив мышкой желтый круг, вы можете гибко регулировать частоту среза сигнала (frequency), и параметр «Q» (который означает добротность среза, т.е. его интенсивность и изгиб резонанса).
Чуть ниже графического интерфейса предусмотрен выбор одного из четырех классических фильтров:
Любой выбранный вами тип фильтра регулируется двумя параметрами — «frequenсy» (бегунок, отвечающий за частоту среза в герцах) и параметр «Q», который здесь означает «добротность» среза:
Дам короткую справку о функциях каждого из перечисленных выше фильтров:
low-pass Фильтр высоких частот с регулируемой частотой среза и «добротностью» «Q» (английские названия фильтров высоких и низких частот могут запутать. Постарайтесь просто запомнить эти странности — данные фильтры названы «пиндосами» через «ass»);
high-pass Фильтр низких частот с регулируемой частотой среза и «добротностью» «Q»;
band-pass Полосовой фильтр (диапазонный), с регулируемой центральной частотой и добротностью (регулирует остроту пика центральной частоты).
band-reject Режекторный, удаляющий определенный диапазон частот фильтр с регулируемой центральной частотой и добротностью «Q»
Высокие значения параметра «Q» вносят в hight-pass, low-pass и band-reject кривую резонансный пик, наличие которого добавляет к сигналу наиболее яркие эффекты динамической фильтрации. Однако! Следите за громкостью сигнала — резонанс может вызвать перегрузки и клиппинг!
Модуляция (динамические изменения в громкости и фильтрации частот) в данном плагине возможна посредством двух секций: повторителя огибающей (envelope follower) и/или генератора LFO (low frequency oscillator):
Справка:
Envelope Follower — повторитель огибающей. Эффект Envelope Follower изменяет огибающую амплитуды обрабатываемого сигнала в соответствии с образцовой волновой формой (которой может выступать исходный сигнал на дорожке, или же сигнал с другой звуковой дорожки при помощи sidachain-функции, о которой чуть ниже). Задержки, подвжики и интересные эффекты фильтрации достигаются благодаря манипуляциям с параметрами «Attack», Release, Envelope.
LFO (Low Frequency Oscillator) — Низкочастотный генератор. Используется для модулирования частоты фильтра. Он вырабатывает колебания различных форм с частотами примерно от 0.1 до 20 Гц (отсюда и название). Возможно устанавливать колебания LFO с привязкой к темпу трека (переключатель со значком «♪»).
Полюбуемся на эти секции во всех подробностях:
Envelope Follower:
Это и есть секция «повторителя огибающей» (Envelope Follower). Здесь входящий сигнал преобразуется в огибающую, которая отражается на работе всего фильтра, автоматизирует его. Т.е. если мы обрабатываем фильтром барабанный луп, envelope follower будет рисовать в своих недрах некую огибающую, повторяющую все всплески ударов и впадины амплитуды данного барабанного лупа.
Секция содержит три регулятора:
Amount (верхний регулятор) — определяет интенсивность, с какой выходящая громкость сигнала будет модулировать частоту фильтра. Положительные значения заставляют частоту фильтра скакать вверх, повторяя все всплески оригинального сигнала, в то время как негативные значения поворачивают частоту вниз в то время, как звук входящего сигнала достигает пикового значения (происходит инверсия). Не забывайте крутить данный регулятор, на первых порах я периодически забывал, а потому не получал должного эффекта и разочаровывался!;
Attack — атака определяет сколько времени требуется модулируемой огибателем частоте достигнуть максимального значения. Т.е. большие значения этого параметра означают, что обработка сигнала фильром будет следовать за пиками оригинального сигнала с некоторым опозданием. Малые значения — максимально приблизят амплитуду envelope follower’а к амплитуде обрабатываемого сигнала;
Release — определяет сколько времени потребуется, чтобы модулируемая частота вернулась к исходному значению.
Quantize Beat:
В фильтр встроена также интересная секция «Quantize Beats», позволяющая квантовать модуляцию частоты. Т.е. модуляция частоты становится привязанной к определенному нотному интервалу.
Квантайз модуляции усиливает динамику фильтра. Нумерация кнопок квантайза осуществлена в16-хнотах (интервал длительности с 0,5/16, 1/16, 2/16 по 16/16). Например выбор кнопки 2 означает, что модуляция огибающей будет происходить по восьмым нотам.
Для того, чтобы почувствовать что делает секция Quantize Beat, вы можете провести небольшой эксперимент. Загрузите на сводобную дорожку какой-нибудь длительный пад, и снабдите его плагином «автофильтр». Настройте его приблизительно так, как показано на рисунке:
Возможно вам потребуется немного поднастроить частоту (frequency), чтобы услышать интересный нисходящий-восходящий sweep-эффект.
Теперь попробуйте кликнуть на «On» кнопку в Quantize секции несколько раз. При выключении и выключении квантайза вы услышите как модуляция меняется от мягкого свипа до некого «вертолетно-образного» эффекта.
Этот эффект появляется из-за того, что частота фильтра подскакивает на новое значение каждую16-юноту. Теперь вы можете поэкспериментировать с другими значениями Beat Quantize и со значениями «Phase» в том числе.
LFO/S&H:
Секция LFO/S&H (LFO — low frequensy oscillator) содержит два низкочастотных генератора огибающей, которые также можно использовать для модуляции частот фильтра.
Особенность данного фильтра в том, что LFO-генераторов здесь два на каждый канал стерео панорамы.
Рассмотрим подробнее интерфейс секции LFO/S&H.
Amount: Данный регулятор определяет глубину (интенсивность амплитуды) модуляции;
Shape: в выпадающем списке Shape выбирается форма волны LFO-генераторов. Данный список говорит сам за себя и не требует дополнительного освещения, не так ли? (См. скриншот внизу).
Отмечу, что самый лучший способ почувствовать разницу между формами волн — поднять значение Amount, добавить резонанса (высокое значение «Q») и просто послушать. Это будет весьма доходчивая демонстрация. Попробуйте.
Rate: контролирует скорость модуляции, ее частоту. Она может быть выражена как в герцах так и в нотных длительностях, которая синхронизирует частоту модуляции с темпом (переключение находится справа от регулятора).
Phase: Данный регулятор изменяет разность фаз между LFO-генераторами, что создает специфический эффект автопанорамы фильтра.
Когда мы проставляем значение этого регулятора на значение в 180, LFO генерирует противоположные модуляции, создавая стерео-эффект. Другими словами, в то время как частота левого канала увеличивается, частота правого — уменьшается.
Уменьшение параметра Phase заставляет фазовое соотношение левого и правого сигнала LFO быть все более идентичными друг другу, пока они не станут одинаковыми на значении «0». Увеличение параметра, естественно, делает левый и правый канал все более отличным друг от друга.
Rate — контроллер может быть переключен на режим «Hz», или синхронизируем с темпом, путем включения кнопки с обозначением ноты «♪». В зависимости от того, какой переключатель вы выберете в секции Phase-контроля будут доступны различные опции:
Когда Rate переключен в режим «Hz», два переключателя появляются возле Phase-контроллера. Если щелкнуть на нижний переключатель (с обозначением некоего подобия динамика) появляется контроллер под названием Spin:
Spin изменяет скорости двух LFO относительно друг друга, создавая эффект «кручения».
Когда же регулятор Rate поставлен на синхронизацию с темпом (переключатель со значком ноты «♪»), возле Phase появляется контроллер «Offset». Этот параметр может быть использован для того, чтобы создать характерные ритмические эффекты. Если вы подымите значение «Offset», пики и впадины LFO-искажений сдвигаются с ритмического рисунка, вместо того, чтобы точно следовать ему.
Рекомендую покрутить ручки и поэкспериментировать. Во время чтения вряд ли сложиться практическое понимание всех регуляторов данной секции LFO
SIDECHAIN
И последняя в данном плагине фича. Весьма примечательная — sidechain-эффект, который встроен в данный Autofilter.
Панель контроля Sidechain-эффекта вызывается путем нажатия на кнопку в левом вехрнем углу плагина.
Открывшаяся контрольная панель выглядит так:
Sidechain появился в Autofilter начиная с7-ойверсии программы Ableton Live, и добавил необъятный диапазон возможностей к и без того весьма примечательному плагину. (Gate и Compressor — эффекты, кстати, также имеют встроенную секцию Sidechain, так что прочитав текст ниже вы научитесь применять sidechain и в них).
Sidechain подразумевает, что в качестве источника сигнала, определяющего работу фильтров, будет выступать внешний сигнал, т.е. совсем не тот, который мы в настоящее время обрабатываем.
Другими словами вы можете заставить Envelope Follower следовать амплитуде любого сигнала с любой дорожки Ableton Live, вместо того, чтобы следовать динамической амплитуде того сигнала, который вы обрабатываете с Autofilter.
Давайте проведем эксперимент, чтобы понять, как это работает.
Если вы перед этим экспериментировали с секцией Beat Quantize, вы можете продолжить с тем же самым длительным падом. Нам потребуется другая дорожка, которая будет служить для нас исходным сигналом для sidechain’а. Это может быть как аудио, так иMidi-дорожка,но она должна воспроизводить что-то перкуссионное с сильными ударными пиками.
Теперь, в нашей секции Sidechain, выберите в качестве источника перкуссионный трек, также как показано на скриншоте внизу (Audio From — ваш источник sidechain-сигнала):
В качестве источника сигнала для «сайдчейна» я выбрал барабанный луп Tn-909.
Теперь включите сразу оба клипа и медленно поднимайте значение «Envelope». Как только вы сделаете это, вы услышите как ваш пад начинает ритмично обрабатываться фильтром в соответствии с пиками перкуссионного источника сигнала. Т.е. вздыматься и опадать вместе с ударами нашего лупа.
Если вы не слышите достаточного эффекта даже при выкрученном параметре «Envelope», возможно вам нужно поднять параметр «Gain», чтобы сайдчейн смог дучще распознать сигнал источника.
Dry/Wet контроллер определяет интенсивность смешивания сигнала обработанного сайдчейном с нашим оригинальным сигналом, прежде чем отправится в секцию «Envelope». В нашем случае установка данного параметра на 50% означает, что envelope follower будет следовать амплитуде смешанных 50/50 сигналов и ударных и пада. При значении 0% эффект сайдчейна будет выключен напрочь.
Pre Fx и Post FX
И последнее — что это за параметры «Pre и Post FX», которые находятся прямо под выбором источника сигнала в Sidechain?
Pre Fx — включение данного режима означает, что сигнал, поступающий в качестве внешнего источника (с другой дорожки) будет подан в sidechain в его первозданном виде, без внесения искажений от различных спецэффектов.
Например, мы обработали наши ударные эхом и овердрайвом, подаем их в качестве источника на sidechain, и не хотим чтобы envelope follower повторял длинные искаженные хвосты эффектов после каждого барабанного удара. В таком случае — включаем Pre FX — и Auto Filter теперь следует «чистой» амплитуде sidechain-сигнала.
Post Fx — означает, что сигнал с источника sidechain подается в искаженном всеми эффектами виде, а значит и envelope follower нашего фильтра все искажения учитывает. Таким образом, Auto filter обрабатывает сигнал согласно «грязной», обработанной всеми эффектами амплитуде сигнала.
Если что-то не понятно — проведите следующий эксперимент. Попробуйте повесить на дорожку с ударными эффект «Beat Repeat» или «Ping-Pong Delay». И подайте ее в качестве источника амплитудного сигнала на Autofilter. Переключение Post Fx/Pre Fx будет весьма наглядной демонстрацией различия в режимах.
Надо заметить одну немаловажную особенность: режимы Post Fx/Pre Fx работают, даже если мы выключим (нажем «mute») на дорожке, являющейся источником sidechain. (См. скринтшот вверху.) Я «заглушил» дорожку с sidechain-сигналом в микшере, но все равно получаю его амплитудные колебания в свой Auto Filter. Используйте это! (Sidechain — режим также доступен в Gate и Compressor — плагинах, в них можно делать аналогичные трюки).
И последнее — Рost Mixer режим sidechain’а направляет в сайдчейн-сигнал с дорожки, уже после того, как он прошел через все цепочки эффектов, автоматизация и параметры микшера.
Если вы обрабатывали дорожку замысловатыми колебаниями микшерной громкости — будьте спокойны, все ваши кручения ручек теперь будут переданы в sidechain и envelope follower фильтра будет им следовать.
Заключение
Я полагал, что данный плагин опишу резво и быстро. Но, как оказалось, в нем было скрыто очень много нюансов и фишек, о которых я и не подозревал.
Весь свой потенциал данный плагин откроет в руках пытливого и любопытного музыканта. Поэтому — экспериментируйте с ним, крутите ручки, сочетайте с другими звуковыми эффектами. Этот плагин — незаменимый инструмент для того, чтобы придать вашему треку больше динамики, живой пульсации и вибрации. (Почитайте, кстати, статью о динамике в электронной музыке: https://create-sound.ru/dinamika-treka-pul-s-plot-i-dy-hanie-miksa/)
Надеюсь, данная статья поможет вам раскрыть данный плагин в полной мере =)
С Уважением, Wolfframe.
6 комментариев. Оставить новый
Мне очень хорошо знакома данная программа и этот плагин я конечно же использую. Отличная вещь. Свои функции выполняет в полной мере.
Дмитрий вот вопрос по сложнее. Во фруктах есть плагин Envelope controller,так в нём можно задавать любые значения LFO и привязывать абсолютно к любым плагинам..к инструментам или к эффектам – без разницы. Так вот,вопрос. существует ли в ableton что нибудь подобное,чтобы также значения LFO можно было применить к любым параметрам плагинов?
LFO в комплекте с Max4Live.
Max4Live является головной болью для пиратов, поскольку по сути это отдельная программа в которой пишутся множество прикольных дополнений для Ableton. Ее нужно отдельно скачивать и взламывать.
Я же наслаждаюсь ею по лицензии.
Спасибо за статью, Дмитрий! Как и в каких местах ты применяешь auto filter? :)
Честно – я его до сего дня практически не использовал. (Упс) Проникся только во время написания данной статьи.
Просто супер, огромное спасибо автору, просто огроменное, особенно за урок по Impulse.
Да и вообще все уроки очень классные, доходчиво и с юмором.
Пожалуй лучшие мануалы по Ableton, что я читал.
Все самое ценное мы получаем бесплатно, убеждаюсь в который раз.
Автору еще раз огромный респектище за проделанную огромную работу.