До сих пор мы занимались программированием композиции: с помощью мыши нажимали кнопки пошагового секвенсора, рисовали отпечатки клавиш. Однако самым естественным способом ввода музыкальной информации в программу является запись живой игры на MIDI-клавиатуре. Если у вас нет MIDI-клавиатуры, ее в какой-то мере может заменить обычная клавиатура PC и Piano roll. Но рано или поздно вам очень захочется приобрести настоящую MIDI-клавиатуру. Вы принесете ее домой, распакуете и что дальше?
Подключение MIDI-клавиатуры
Подключение MIDI-клавиатуры к звуковой карте, установленной в компьютер, осуществляется посредством MIDI-интерфейса или интерфейса USB. Для того чтобы выполнить необходимые соединения, совсем не обязательно вызывать специалиста. Вы в состоянии сделать это сами. А все, что необходимо знать о MIDI-интерфейсе, вы сейчас прочтете.
Musical Instrument Digital Interface (MIDI) Интерфейс (interface) — система унифицированных связей и сигналов, по-средством которых устройства или программы взаимодействуют между собой. Musical Instrument Digital Interface (MIDI) — цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Стандарт на интерфейс создан ведущими производителями музыкальных инструментов.
Различают аппаратный MIDI-интерфейс и формат MIDI-данных. Аппаратный интерфейс используется для физического соединения источника и приемника сообщений, формат данных — для создания, хранения и передачи MIDI-сообщений.
MIDI-интерфейс — это старт-стопный последовательный асинхронный интерфейс “токовая петля”. Словосочетание “старт-стопный” означает, что в каждом передаваемом сообщении обязательно должны содержаться при-знаки того, что процесс передачи начат (сигнал “Старт”) и завершен (сигнал “Стоп”). В последовательном интерфейсе двоичные данные передаются не одновременно, а поочередно (последовательно). Асинхронность интерфейса состоит в том, что начало передачи данных в нем не привязано к какому-либо определенному моменту времени. Передача осуществляется тогда, когда в этом возникает необходимость. Нажали на клавишу — в интерфейсе появилось сообщение об этом.
Передающая сторона интерфейса активна, на ней имеются источник тока и коммутирующий элемент (в конечном счете, выключатель), а приемная — пассивна, на ней расположен только прибор-приемник тока. Принцип токовой петли заключается в том, что как только цепь выключателя будет замкнута, ток через нее потечет от положительного полюса источника (на передающей стороне) через “прямой” соединительный проводник кабеля, далее через приемник тока (на приемной стороне) и по “обратному” проводнику кабеля возвратится на приемную сторону (“втечет” в отрицательный полюс источника). Вот вам и токовая петля. Проходя сквозь приемник, ток выполнит предписанную ему роль: приведет в действие чувствительный элемент, в результате чего в приемнике и будет зафиксирован пришедший сигнал.
Активный передатчик формирует токовую посылку. Токовая посылка соответствует логическому нулю , бестоковая — логической единице. Структура элементарного MIDI-сигнала характеризуется следующими при-знаками: 7 битов данных, один бит (старший) статусный, один бит старта, один бит стопа. Проверка на четность отсутствует.
Вы видите, что стоповый бит — единичный, а не нулевой. То есть в состоянии “Стоп” ток в цепи не течет.
Соединительные MIDI-разъемы и MIDI-кабель
MIDI-устройство может иметь три соединительных разъема: MIDI In (вход), MIDI Out (выход) и MIDI Thru (на разъем MIDI Thru через буфер ретранслируется копия сигнала, поступающего с внешнего MIDI -устройства на вход MIDI In). Все разъемы — пятиконтактные. Контакты 4 и 5 — сигнальные, контакт 2 — экран. Полярность сигналов определяется относительно источника тока: контакт 4 — плюс (ток вытекает из вывода), контакт 5 — минус (ток втекает в вывод). Таким образом, для разъемов MIDI Out и MIDI Thru назначение контактов одно и то же, для разъема MIDI In — обратное.
Для соединения используется двужильный экранированный кабель. Соединение разъемов на двух концах кабеля — прямое (2-2, 4-4, 5-5). Схема рас-пайки разъемов MIDI-кабеля представлена на рисунке.
Подключение к звуковой карте MIDI-клавиатуры и MIDI-синтезатора (интерфейс MIDI)
Вернемся к вопросу о подключении MIDI-клавиатуры к звуковой карте. Действительно, сделать это очень просто: в гнездо MIDI Out клавиатуры вставьте вилку MIDI In адаптера, а 15-контактный разъем MIDI-адаптера соедините с разъемом игрового порта, расположенным на звуковой карте. MIDI-клавиатура здесь будет играть роль ведущего MIDI-устройства, а звуковая карта — ведомого.
Заметим, что в продаже имеются музыкальные синтезаторы с клавиатурой MIDI-интерфейсом. Некоторые из них (относительно простые) немногим дороже MIDI-клавиатур. В режимах исполнения и записи композиции можно использовать синтезатор в качестве MIDI-клавиатуры. Для этого следует выполнить такое же соединение, как и в случае подключения MIDI-клавиатуры: выход MIDI Out синтезатора соединить с входом MIDI In адаптера.
При проигрывании композиции внешний синтезатор с клавиатурой можно использовать как дополнение к звуковой карте и извлекать из него звуки инструментов, отсутствующих в палитре звуковой карты. Для реализации этой возможности выход MIDI Out адаптера следует соединить со входом MIDI In синтезатора.
Подключение к звуковой карте MIDI-клавиатуры и MIDI-синтезатора (интерфейс USB)
В последнее время все большую популярность приобретают MIDI-устройства, подключаемые к компьютеру посредством интерфейса USB. После подключения MIDI-клавиатуры или синтезатора к порту USB в Windows автоматически инициализируется процесс установки соответствующего драйвера. Как действовать? Варианты следующие:
- укажите мастеру установки нового оборудования путь к папке с драйверами устройства;
- отмените установку драйверов, запустите фирменную программу установки с диска, прилагаемого к устройству.
Одним словом, алгоритм действий точно такой же, как и при подключении любого другого USB-устройства (принтера, сканера, модема и т. д.).
После успешной установки драйверов в вашей системе появляется входные выходные виртуальные MIDI-порты, на работу с которыми вы можете на-строить FL Studio. Например, на рисунке, порты, называемые MidiStudio-2, являются виртуальными MIDI-портами MIDI-клавиатуры, подключенной к USB-порту. С точки зрения программы, нет никакой разницы, как подключено MIDI-устройство: через классический интерфейс MIDI, через USB или это вообще встроенный синтезатор звуковой карты. Главное, что устройство “понимает” сообщения в формате MIDI-данных.
Панель Recording — параметры записи, пошаговая запись
Прежде чем пытаться что-либо записать, изучим опции, относящиеся к про-цедуре записи и расположенные на панели Recording (рис. 2.29). Перечислим эти опции с указанием соответствующих им команд главного меню FL Studio и комбинаций “горячих” клавиш.
Options > Typing keyboard to piano, (<Ctrl> + <T>) — использовать вместо MIDI-клавиатуры обычную клавиатуру компьютера. Щелчок правой кнопки мыши на данной опции открывает контекстное меню, с помощью которого можно выполнить транспозицию: С3, С4, С5 — клавиша <Z> будет соответствовать ноте до третьей, четвертой или пятой MIDI-октавы со-ответственно. Соответствие других клавиш клавиатуры нотам будет такое:
- <S> — до-диез;
- <Х> — ре;
- < < > или <Q> — до следующей октавы;
- <L> или <2> — до-диез следующей октавы;
- < > > или <W> — ре следующей октавы.
Некоторые ноты дублируются разными клавишами, некоторые вступают конфликт с “горячими” клавишами текущего открытого окна. Поэтому если вы хотите играть на клавиатуре компьютера с комфортом, все вспомогательные окна FL Studio лучше закрыть.
- Options > Metronome (<Ctrl> + <М>) — включить метроном.
- Options > Recording precount (<Ctrl> + <P>) — режим предварительного отсчета метрономом перед началом записи.
- Options > Start on input (<Ctrl> + <I>) — переключение в режим записи/ воспроизведения только после получения любого MIDI-сообщения.
- Options > Blend recorded notes (<Ctrl> + <B>) — включение такого режима записи, при котором вновь записываемый материал будет объединяться с уже записанным материалом. Если режим выключен — вновь записываемый материал будет затирать старый.
- Options > Step edit (<Ctrl> + <E>) — включение режима пошаговой записи.
Если вы не можете безошибочно исполнить на MIDI-клавиатуре (или клавиатуре компьютера) всю партию целиком, выбирайте нужный паттерн, канал, включайте режим пошаговой записи и вводите отдельные ноты или аккорды шаг за шагом. При этом длительность вводимых нот является фиксирован-ной и зависит от значения параметра SNAP. Записанный материал сохраняется в виде отпечатков клавиш. Однако окно Piano roll может оставаться при этом закрытым.
Опробовав режим пошаговой записи , вы, вероятно, зададитесь вопросом — как вводить паузы? Для перехода к следующему шагу без записи ноты используйте клавишу <*> цифровой клавиатуры, а для возврата к предыдущему шагу — клавишу </> цифровой клавиатуры.
Запись с MIDI-клавиатуры
Итак, MIDI-клавиатура подключена, и FL Studio об этом “знает”. Если MIDI-клавиатуры пока нет, включите режим Typing keyboard to piano. FL Studio находится в режиме останова или паузы. Откройте окно пошагового секвенсора и попробуйте “поиграть генератором” текущего канала с помощью MIDI-клавиатуры. Генератор должен зазвучать.
Задайте на транспортной панели режим редактирования паттерна PAT, выберите нужный паттерн и канал. Нажатием кнопки (Switch recording mode) на транспортной панели или клавиши <R> включите режим записи — ничего не произойдет, запись пока что не начнется.
При необходимости “отмотайте” указатель текущей позиции, расположенный на транспортной панели, в нужную позицию паттерна. Если нужно, включите метроном и режим предварительного отсчета метро-нома перед записью.
Кнопкой (Start) запустите запись. Сыграйте что-нибудь на MIDI-клавиатуре. Записанный вами материал будет сохраняться в виде отпечатков клавиш (если не включена опция Record to step sequencer, доступная в подразделе MIDI раздела System окна Settings.
Повторным нажатием кнопки выключите режим записи (воспроизведение при этом не прекратится). Теперь можно послушать результат вашей записи.
Что произойдет, если при записи на транспортной панели установлен режим редактирования композиции SONG? Сыгранная вами партия запишется в текущий паттерн, а этот паттерн будет автоматически добавлен в структуру композиции (появится на координатной плоскости окна Playlist). Фраза звучит сложно, но на самом деле все логично:
- вы слушаете композицию и решаете добавить в определенное место ком-позиции партию инструмента;
- выбираете любой паттерн (лучше пустой), запускаете запись композиции в режиме SONG;
- слушаете композицию и в нужном ее месте играете свою партию (она сохраняется в выбранном паттерне);
- паттерн с записанной партией оказывается в нужном месте композиции, вам не нужно открывать окно Playlist и редактировать его содержимое.